Нацпроекту «Экология» скоро исполнится уже два года. По плану создателей, итогом всех реформ обязана стать действенная система переработки и утилизации жестких коммунальных отходов. Ответственными за реализацию проекта были назначены региональные компании. Но, как оказалось, их работа нередко не согласуется с действиями властей, а решения самих чиновников вызывают вопросцы у контролирующих органов.

ИА REGNUM уже писало о вмешательстве ФАС в тарифную политику регионов при утилизации бытового мусора. Тогда городские суды становились на сторону людей и снижали размер взимаемой платы. Что все-таки касается процесса ликвидации огромных мусорных полигонов, то тут федеральным бюрократам еще предстоит поработать, потому что стоимость ликвидационных работ в регионах различается в разы.

Свалки особенной ценности

В не так давно обнародованном годичном отчете Счётная палата РФ усмотрела не только лишь общую несогласованность действий чиновников различных уровней, да и выявила странноватый подход к составлению смет на работы. Если ранее о циклопических расхождениях в цены услуг операторов гласили лишь участники рынка, то на данный момент их слова подтверждаются расчетами аудиторов и экологов. Так, к примеру, спецы Русского экологического общества провели анализ «статуса реализации мероприятий по ликвидации объектов скопленного вреда окружающей среде» на базе информационной базы муниципального реестра ФГБУ «ВНИИ Экология» и нашли очень парадоксальные расхождения ценовых характеристик.

По результатам анализа выявлен суровый дисбаланс в цены похожих объектов в части удельной цены рекультивации (руб./га), при всем этом наблюдается разбег от 5,8 до 263,8 млн руб./га, при средней цены 52,6 млн руб./га.

Специалисты отметили тенденции высочайшей цены работ в Столичной области, а при сравнимых размерах работ в Нижегородской и Волгоградской областях эффективность расходования средств оказалась еще выше. При всем этом стоимость за рекультивацию полигонов твёрдых коммунальных отходов (ТКО) на площади в один гектар в Нижегородской и ряде остальных областей начинается от 49,5 млн рублей, а за подобные работы, например, в Столичной области — 310 млн рублей. Чем обусловлено десятикратное повышение цены, компании-подрядчики не разъясняют, потому что это по закону и не надо. Обоснования работ, сметы, результаты тендеров и остальные бумаги у их на руках, и формально к ним не придерешься.

По воззрению экологов и аудиторов, неувязка в том, что в Рф не утверждены тарифы на утилизацию и единые эталоны свойства рекультивации мусорных свалок. Почти все компании-исполнители пользуются услугами «ручных профессионалов», которые подписывают «согласованные» заключения, а региональные бюрократы обычно не вникают в сущность ценообразования, потому что средства в главном выделяются федеральным центром.

Неуправляемая реформа?

Когда «мусорная реформа» стартовала, почти все регионы разделили свои местности на зоны и распределили тендеры меж местными операторами. Когда «пирог» был поделен, задачки правительства шаг за шагом, с ошибками и обмолвками, но все таки стали производиться. Но в этом году федеральный центр решил еще более поддержать местных операторов и направил в 20 регионов 9 миллиардов рублей.

Как отлично были потрачены эти средства, сказать трудно. На нынешний денек в нацпроект «Экология» включены 8323 свалки. Из их 916 находятся конкретно в городках. Больше никаких четких данных о ситуации нет, хотя вначале было понятно, что обычного перечня свалок недостаточно. По воззрению создателей отчета Счетной палаты РФ, за прошедшие практически два года ответственные за реформу бюрократы не сделали единой системы мониторинга работ, карты учета остающихся и накапливающихся размеров мусора, из-за чего же ряд вкладывательных проектов уже длительное время простаивает без средств. Всё это происходит на фоне призывов экспертного общества сделать решительные меры для решения препядствия, поэтому что сегодняшних недостаточно.

Сейчас никто не может сказать с точностью, сколько в стране накоплено мусора, какая его часть представляет опасность для жизни людей и экологии, когда количество отходов достигнет критичных отметок и какие средства нужны для действенной утилизации мусора.

Ориентировочные данные

Показательна ситуация с ликвидацией последствий работы Байкальского ЦБК. Приступая к работе, компания «Газэнергострой — Экологические технологии» (ГЭС-ЭТ), на счету которой уже есть удачные проекты по ликвидации небезопасных полигонов с отходами в Дзержинске, получила данные инженерных изысканий, которые ей предоставили местные власти. Сами бюрократы получили данные о количестве скопленных за десятилетия работы ЦБК реагентов от компании, которая ранее бралась решить делему, но так и не смогла. В итоге первых же измерений оказалось, что по типу соединений, которые было надо нейтрализовать и убить, все данные оказались верными: в отстойниках был шлам-лигнин, надшламовая вода и щелокосодержащая жидкость. А вот с их количественным и высококачественным составом имеющиеся числа в протяжении 2013−2019 годов отличались в 1,5−3 раза. Полагаться на ориентировочные измерения было небезопасно, и в ГЭС-ЭТ обратились в одну из лабораторий Росприроднадзора. Результаты изумили даже опытнейших профессионалов — по неким показателям разница в данных достигала 490 раз.

Если б эта экспертиза не была проведена, мы бы могли утратить Байкал. В летнюю пору из отстойников ЦБК ГЭС-ЭТ откачала и вывезла подальше от берега все ядовитые реагенты. Для этого потребовалось больше транспорта и остальных ресурсов. Если б инженеры компании опирались на данные прошлых исследовательских работ, то перевезти водянистые ядовитые вещества до сентябрьского землетрясения на физическом уровне бы не удалось. И большущее количество щелока отравило бы воду озера. На данный момент вывезенные ядовитые вещества нейтрализуются и утилизируются.

Не до переработки

Сейчас в стране подвергается переработке только 7% бытовых и промышленных отходов; наиболее 90% вывозится на полигоны. Ситуация с мусорными полигонами близка к критичной. Из-за отсутствия единой системы учета некие регионы сейчас уже находятся на грани «мусорного коллапса».

В Магаданской области мощности полигонов израсходывали себя еще в феврале 2019 года, в Бурятии — в апреле 2019 года, в Забайкальском крае, Еврейской автономной области и Краснодарском крае — в сентябре 2019 года. Недостаток мест для складирования отходов в этих регионах составляет до 1365 тыс. тонн в год.

«В почти всех регионах места размещения отходов не отвечают требованиям природоохранного законодательства и отравляют воздух, воду, почву, а способности по созданию новейших полигонов серьезно ограничены», — говорится в отчете.

Не лучше ситуация с несанкционированными свалками, которых за 2019 год было выявлено по стране 27 189. Общая площадь этих «сероватых полигонов» составила 12 755 га. Ликвидированы из их 18 039 свалок, но, судя по данным, только самые маленькие, поэтому что их совокупная площадь составляет 1613,3 га. В целом же по стране при сегодняшних темпах роста количества мусора — 1−2% в год — мощности полигонов будут исчерпаны уже через три года в 32 регионах. В 17 из их это произойдет в течение ближайших полутора лет. А способностей для сотворения новейших полигонов у большинства субъектов нет.

Источник: iarex.ru