Самая яркая черта потенциального маньяка – отсутствие эмпатии и сочувствия к другим, считает ведущий российский профайлер Анна Кулик. Специально для iReactor она рассказала, как определить маниакальные наклонности у близкого или просто знакомого человека.

Суд Подмосковья арестовал 53-летнего жителя города Каширы по подозрению в серии убийств и изнасилований женщин в период с 2010 по 2020 годы. Мужчина уже сознался в части из них.

По данным следствия, подозреваемый работал сантехником-водителем в одном из ЖЭО города. Во время работы он проникал в дома будущих жертв. Предполагается, что на его счету 8 изнасилований и 7 убийств, жертвами становились лица женского пола от 10 до 88 лет. Последней жертвой стала пенсионерка 1931 года рождения, которую он задушил в кровати. Подозреваемый пытался инсценировать ограбление, поэтому вынес из квартиры телевизор и сберкнижки, которые выкинул по пути из квартиры погибшей. Именно там его и зафиксировали камеры видеонаблюдения — по полученным записям удалось найти и задержать маньяка.

Как отмечают в правоохранительных органах, у подозреваемого осталась семья: жена, дети и внуки. Жена, которая 30 лет прожила с мужчиной в браке, в комментарии «Московскому комсомольцу» отметила, что не верит в обвинения и в то, что все это время жила с маньяком.

Подобные комментарии от близких родственников и друзей маньяков и преступников – не редкость. Так, супруга ангарского убийцы Михаила Попкова, который совершил как минимум 22 расправы, во время судебных разбирательств заявляла, что у нее «идеальный муж», который все свободное время проводит с ней и дочерью. Положительно о Попкове отзывались и коллеги с друзьями: дома всегда чистота и порядок, семья выглядит счастливой.

Источник: pixabay.com — White_Bull_Films

Так почему даже родственники не замечают странных наклонностей своих близких? И возможно ли определить, что человек занимается противоправной деятельностью, является маньяком, грабит или убивает людей? С этими вопросами редакция iReactor обратилась к Анне Кулик, ведущему российскому профайлеру и полиграфологу информационно-аналитического департамента Всемирного антитеррористического фонда. По словам Анны, в каждом конкретном случае есть свои особенности, но порой родственники осознанно не замечают отклонения.

Маньяк маньяку рознь. И некоторые из них ведут себя достаточно странно, и это могут увидеть родственники. Но иногда они избирают позицию, что «меня обманывать не надо, я и сам обманываться рад». И не замечают какие-то признаки, которые могли бы показать определенное девиантное поведение. А потом уже, когда все случается, происходит арест, многим родственникам очень тяжело признаваться, что вот тогда был какой-то признак и можно было бы подумать, – считает Кулик.

Однако определить эти признаки не так уж и просто. Дело в том, что преступникам приходится вести двойную жизнь, к которой они подготовлены, поэтому выглядят порой намного лучше в глазах общества, чем обычные люди.

Те, кто поумнее, но при этом совершает самые изуверские проступки, выглядят даже нормальнее, чем прочие обычные люди. Потому что им необходимо придерживаться двойной жизни, у них больше внутреннего страха, так как нужно показываться и родственникам, и окружающим, и коллегам не какими-то «шероховатыми». Поэтому чаще всего организованные серийные преступники и маньяки на первый взгляд выглядят очень приятными людьми.

Тем не менее, есть несколько верных признаков, которые могут быть опознавательным знаком и поводом для повышения внимания. К первому Кулик относит отсутствия эмпатии, а ко второму – речевые особенности.

У каждого из случаев, конечно, свои уникальности, но практически в каждом из случаев наблюдается сниженным момент, связанный с эмпатией. Это когда человек чувствует, сочувствует, когда он сопереживает, когда он не просто наносные эмоции себе на лицо помещает. Все ведь мы примерно знаем, как выглядит лицо, когда человек радуется, когда гневается, когда в печали. И именно семейство эмоций печаль/умиление/ностальгия для этих людей самое сложное. И самое простое [в этом вопросе]: определять родственникам, искренние ли эмоции или нет, – рассказывает собеседница iReactor.

Источник: pixabay.com

Также, по ее словам, необходимо смотреть на количество и качество социальных связей. Дело в том, что маньяки никогда не пускают в свою жизнь даже при большом круге знакомств, такие люди не рассказывают подробности своей жизни и не делятся переживаниями. Все потому, что открыться кому-то, когда ведешь двойную жизнь, достаточно сложно.

Речевые же особенности заключаются в сухости речи и особом построении предложений. Это не явный признак маньяка, а лишь один из маленьких сигналов, который необходимо принять во внимание.

Чем больше у человека в речи отсутствует эмоциональных слов и формулировок (сухой язык), тем больше это может говорить о нарциссизме. Но это еще один маленький пунктик и признак, о котором можно задуматься, – считает Кулик. — Однако эти советы относятся к «адекватным маньякам», то есть тем, кого психологи и психиатры признали адекватными и осознающими свои действия и ответственность за них. Бывают и другие категории, но перепады настроения опять же не определяют маньяка. Это лишь повод обратить внимание и обратиться за помощью к специалисту.

В конце беседы Анна Кулик обратила внимание на то, что отсутствие эмоций и сочувствия к другим — все-таки один из объединяющих факторов среди маньяков. Кто-то, как она считает, может подстроиться под эмоции других и надевать «маску», а кто-то нет. В любом случае холодность в общении еще не означает маньяка, но дает повод обратить на поведение человека пристальное внимание.

Читайте iReactor в Яндексе

Автор: Андрей Чапыгин

prockomi.ru

#преступник
#маньяк

Источник: inforeactor.ru