Сегодня матриархальные общества представляют собой, как правило, отдельные и не очень многочисленные народы, проживающие в районе Тибета, южной и юго-восточной Азии и Африки, матриархальный уклад сохранился также у отдельных народов Миокронезии. Рассмотрим лишь наиболее интересные из матрицентрических обществ.
 

Мосуо
 
Этническая группа мосуо (или мосу) проживает в китайских провинциях Юньнань и Сычуань, что в предгорьях Тибета, являясь, наверное, самым известным матриархальным обществом, дошедшим до наших дней. Общая численность мосуо составляет 40 тыс. человек.
 
Но одной лишь матриархальной традицией всю сложность социального уклада мосуо описать невозможно. Несмотря на распространенное мнение, мосуо свойственны, скорее, элементы матриархата. Так, на вопрос, кто в доме хозяин, многие мосуо ответят однозначно: разумеется,

Рекомендуем к чтению:

    В Африке, возможно, обнаружили древнейшего человекоподобного гоминида

    15 июня

    4 минуты

жена. Да и наследование ведется именно по женской линии, женщины принимают многие важные решения, зато политика лежит целиком не плечах мужчин.
 
Женщины здесь — трудяги, они выполняют всю работу по дому, занимаются торговлей и пр. Мужчины же занимаются исключительно скотоводством, рыбалкой и ночными посещениями своих «жен». В кавычках это слово потому, что жен, равно как и мужей, в нашем понимании здесь нет. Среди мосуо распространены гостевые браки, где женщины сами выбирают себе партнеров, а когда надоест — сменяют их другими (вопреки расхожему мнению, это происходит не так часто и некоторые гостевые «союзы» могут длиться даже всю жизнь). Дети остаются в семье матерей. Мужчина, впрочем, тоже может выбрать себе партнершу (если она на это согласится), а за родившихся детей несет куда меньше ответственности, чем женщина. Последняя, кстати, может не знать, кто именно отец ее чада, и в этом ничего особенно предосудительного для мосуо нет.
 

Женщины и мужчины народа мосуо / ©Flickr

 

Минангкабау

 
Эта народность населяет Падангское нагорье и примыкающие к нему районы Западной и Центральной Суматры, а также некоторые районы Индонезии. Всего численность минангкабау составляет более 6 млн человек. И женщины, и мужчины этой народности уверены, что самое главное на свете — это мать. Семьей руководят женщины, но и мужчины не бедствуют — в их руках политика и дела духовные. Мужчина после брака живет в доме жены, правда, только ночами. По утрам он собирает вещи и уходит в свой материнский дом, а вечером вновь возвращается.
 
Все население автономной деревенской общины (в каких, в основном, и живут минангкабау) — нагари принадлежит к одному из четырех суку — разросшихся материнских родов, которые произошли от легендарных прародительниц. Поселения нередко делятся на мужские и женские кварталы. Родство передается по материнской линии.
 

Девушки минангкакбау / ©Flickr

 

Брибри

 
Этот экзотический индейский народ, который еще называют таламанка, проживает в Коста-Рике, на границе с Панамой. Численность народа невелика и составляет, по некоторым данным, 13 тыс. человек.
 
Подобно многим другим матрилинейным сообществам брибри организованы в сплоченные кланы родственников. В одном доме могут проживать 25-30 человек. Глава дома — женщина. Только ей позволено владеть землей — основной кормилицей брибри — и получать ее по наследству. И только женщина имеет право по-особенному готовить какао — ритуальный напиток брибри.
 

Женщина народа брибри / ©Flickr

 

Гаро

 
Этот народ проживает на востоке Индии, в штате Мегхалая (частично — в Бангладеш) и является его коренным населением. Общая численность гаро составляет порядка 260 тыс. человек. Несмотря на то, что этот народ проповедует христианство, его уклад по-прежнему остается матрилинейным. Но поистине матриархальным это сообщество назвать нельзя.
Родство передается по материнской линии, сыновья покидают материнский дом после полового созревания. Впрочем, после женитьбы их ждет счастливое проживание в доме супруги. Имущество принадлежит женщине (от матери оно переходит к младшей дочери), но именно мужчина управляет этим имуществом, а также решает социальные вопросы. Мужчина же занимает все руководящие посты. Однако, если женщине что-то не нравится в ее муже — она спокойно может расторгнуть брак, и никто ей слова поперек не скажет.
 

Женщина народа гаро / ©Flickr

 
Похожая ситуация с распределением обязанностей по половому признаку наблюдается и у соседнего народа кхаси: главой семейного клана там становится младшая дочь.
Ярко выраженные черты матриархальности присутствуют также у таких народов, как ашанти (Западная Африка, Гана), йоруба (Западная Африка, Нигерия, Того, Бенин, Гана, небольшая диаспора живет в Канаде), наговиси (Папуа – Новая Гвинея, остров Бугенвиль), акан (Гана).
 

Источник: naked-science.ru