Рождение сверхновой в галактике Мессье 82

Мессье 82 – сигароподобная галактика в созвездии Большая Медведица, на расстоянии примерно 11 млн световых лет от нас. 21 января 2014 года впервые за последние 27 лет в ней было зарегистрировано рождение сверхновой.

Авторами открытия стали студенты астрономии в Лондоне. Они случайно сделали в тот день несколько фотографий галактики Мессье 82 и, сравнив их с ранними снимками, обнаружили новую яркую звезду, получившую позже имя 2014J.

Изображение галактики M82 10 декабря 2013 года (сверху). Изображение M82 22 января 2014 года (снизу). Отмечено положение сверхновой SN 2014J

©UCL/University of London Observatory/Steve Fossey/Ben Cooke/Guy Pollack/Matthew Wilde/Thomas Wright

Снимки сверхновой SN 2014J, сделанные телескопом «Спитцер»

©NASA/JPL-Caltech/Carnegie Institution for Science

Солнечное торнадо

Обсерватория солнечной динамики (Solar Dynamics Observatory, SDO) уже на протяжении двух лет посылает на Землю видеофильмы высокого разрешения, демонстрирующие процессы на нашем светиле. 7-8 февраля 2012 года в течение 30 часов SDO записывало невиданное доселе зрелище: торнадо на поверхности Солнца.

В отличие от земных, торнадо на Солнце образуются не от ветра, а из-за мощных магнитных полей между солнечными полюсами.

Комета-камикадзе

Кометы – гости солнечной системы, чаще всего появляющиеся из облака Оорта на расстоянии около светового года от Солнца. Обычно они вращаются по эллиптической орбите, периодически влетая в Солнечную систему, а затем, покидая, чтобы спустя десятилетия навестить ее снова.

Одна из таких комет навестила нас в августе 2013 года. Возможно, до этого она путешествовала по Солнечной системе сотни или даже тысячи раз, однако этот визит оказался последним. Камеры проекта SOHO (Солнечная и Гелиосферическая Обсерватория) зафиксировали, как небольшая комета устремилась к Солнцу и сгорела в его звездном пламени.

Солнечное затмение на Марсе

Солнечные затмения можно наблюдать на любой планете, имеющей естественные спутники. Однако до августа 2013 года человечество было вынуждено ограничиваться этим зрелищем лишь на Земле, ежегодно наблюдая, как лунный диск полностью или частично закрывает солнечный.

Благодаря камерам марсохода Curiosity в прошлом году люди стали свидетелями красивого инопланетного зрелища: Фобос, крупнейший из двух марсианских естественных спутников, прошел прямо через солнечный диск. Маленькая луна, разумеется, не смогла полностью закрыть светило, однако было отмечено, что марсианское небо в это время значительно потемнело.

Вращающийся астероид

Длина астероида (4179) Таутатис составляет более 5 км, при столкновении с Землей этот гигант мог бы уничтожить всю фауну на нашей планете. Неудивительно, что когда Таутатис в 2012 году подлетел к нам на расстояние 6,4 млн км – лишь в 18 раз больше дистанции от Земли до Луны, камеры многих обсерваторий были устремлены в его сторону.

К счастью орбита астероида такова, что столкновение с ним нам не грозит, по крайней мере, в ближайшие 400 лет. Следующий визит к Земле ожидается в 2069 году.

Восход марсианской луны

Опять же автором потрясающего видеофильма, показывающего восход марсианского спутника Фобоса 28 июня 2013 года, стал марсоход Curiosity. На приведенном видео 27-минутный восход марсианской луны сжат в 30-секундный ролик.

Разумеется, зрелище не слишком впечатляет, поскольку Фобос во много раз меньше нашей Луны, однако сам факт наблюдения за событием, происходящим на другой планете, возбуждает воображение.

Прыжок лягушки на фоне пуска ракеты

Многие были уверены, что этот снимок был отфотошоплен, однако NASA в своем пресс-релизе заверило общественность: в сентябре 2013 года, во время пуска ракеты на территории Центра полетов Уоллопс, потревоженная лягушка, до того момента спокойно сидевшая в одной из близлежащих луж, действительно прыгнула высоко вверх.

Очевидно, бедное животное было потревожено фактом превращения места своего обитания в горячий пар, что вынудило земноводное совершить «олимпийский» прыжок на фоне запускаемой ракеты.