Президент США Джо Байден взвешивает возможность встречи в июне с Мухаммедом бин Салманом, сообщил Блумберг.
Материал подготовлен Институтом развития технологий ТЭК.
Во время президентской кампании Джо Байден называл Саудовскую Аравию «изгоем», а после вступления в должность приказал рассекретить и опубликовать доклад об убийстве в консульстве Саудовской Аравии в Стамбуле 2 октября 2018 года обозревателя Washington Post Джамаля Хашогги. Байден тогда заявил, что будет иметь дело только с официальным главой государства Саудовской Аравии королем Салманом бин Абдель Азизом. На днях 86-летний король Салман покинул больницу после продолжительного курса лечения.
Принц Мухаммед отрицает какую-либо причастность к убийству, хотя заявил, что принимает на себя ответственность за преступление в качестве фактического правителя Саудовской Аравии.
В июне запланирован очередной саммит Совета сотрудничества стран Персидского залива (Gulf Cooperation Council), Саудовская Аравия в настоящее время председательствует в группе. Блумберг пишет о «многомесячных усилиях» высокопоставленных чиновников администрации США, чтобы убедить настороженного президента в том, что игнорирование де-факто саудовского лидера препятствует целям внешней политики страны.
Аналитики Блумберга считают, что на карту поставлено не только многолетнее партнерство между СА и США, но и рейтинг демократов. Растущие цены на бензин способствуют давлению на Байдена, чтобы он загладил свою вину перед принцем.
Западные страны призывают Саудовскую Аравию и ее партнеров заполнить пробел на рынке, появившийся из-за бойкота российской нефти, и надеются, что встреча Байдена и бин Салмана повысит вероятность того, что ОПЕК+ будет добывать больше нефти.
Надежды более чем призрачные, особенно после того, как в начале мая Комитет Сената США принял двухпартийный законопроект о неразрабатывающих и экспортирующих картелях нефти (NOPEC). Документ, если он будет принят сенатом и палатой представителей и подписан президентом, открывает возможность для антимонопольных исков против ОПЕК за сокращение поставок, что способствует повышению мировых цен на нефть.
В ответ министр энергетики ОАЭ Сухейль Аль Мазруи заявил, что шаги американских законодателей по нарушению сложившейся системы могут привести к росту цен на нефть на целых 300%, а на очередной встрече ОПЕК+ лимиты добычи были увеличены согласно консервативному плану двухгодичной давности.
Вопрос, прошел мир пик добычи нефти или еще не прошел и добычу можно увеличить, остается дискуссионным, хотя очевидно, что быстрого роста добычи мир уже никогда не увидит.
США определенно столкнулись со стагнацией и добычи, и переработки нефти. Согласно ресурсу Oilprice.com, на 7 января текущего года американские НПЗ производили 15,7 млн барр./сут. нефтепродуктов, а на 13 мая эти же 15,7 млн барр./сут., хотя за пять месяцев спрос резко вырос и будет расти дальше из-за сезона летних отпусков.
В январе добыча нефти равнялась 11,7 млн барр./сут., а в мае 11,9 млн барр./сут. – опять же никакого прогресса.
В Перми, основном сланцевом бассейне страны, рост числа буровых отстает от общего роста числа буровых в США, сланцевики не торопятся наращивать добычу.
В первую неделю мая девять нефтяных компаний сланцевой отрасли обнародовали финотчетность за 1-й квартал, согласно которой они выплатили своим акционерам суммарно $9,4 млрд через обратный выкуп акций и дивиденды, сообщил канал «Энергетические стратегии» со ссылкой на The Wall Street Journal. Это приблизительно на 54% превышает объем инвестиций в новые буровые проекты. Порвалась цепочка «высокие доходы – высокие инвестиции в новое бурение», действующая в предыдущие годы и обеспечившая США мировое лидерство по добыче нефти.
WSJ поясняет до банальности простую причину смены стратегий нефтяников – изменились условия поощрения менеджмента. Раньше в нефтяных компаниях действовали бонусные схемы, которые мотивировали добывать определенный объем нефти и газа, он считался важнее экономических показателей. Такая политика привела к тому, что, по данным Deloitte LLP, сланцевики за предыдущее десятилетие «сожгли» почти 300 миллиардов долларов инвестиций.
В результате многолетних убытков инвесторы потребовали пересмотреть систему начисления бонусов, делая больший акцент на прибыльности. Теперь руководители, которым ранее платили за объем добытого сырья, получают вознаграждение в основном за снижение издержек и выплату более крупных дивидендов акционерам. Вместо того, чтобы воспользоваться ростом цен на топливо и наращивать добычу, руководители сланцевых компаний обязались направлять прибыль на погашение долговых обязательств, выплату дивидендов и обратный выкуп акций.
Изменение управляющих сигналов менеджменту во все времена были основной причиной изменений в бизнесе, что в нашем случае дополняется реальными производственными проблемами сланцевиков.
Стоимость обсадной колонны и футеровки, которая помогает стабилизировать скважины, в три раза выше, чем обычно, а сроки выполнения заказов намного дольше, приводит Блумберг слова Дени Дембоски, вице-президента по операциям пермского производителя UpCurve Energy LLC. «Ставки на буровые установки выше, чем я когда-либо видела» — более 30 000 долларов в день, сказала она.
Pioneer Natural Resources Co., крупный пермский бурильщик, ожидает, что стоимость контрактов на новые буровые установки вырастет на целых 40% в следующем году.
«Просто сложнее получить некоторые ключевые продукты, которые нам нужны, будь то трубы или песок», – сказал Трэвис Томпсон, генеральный директор FireBird Energy LLC, компании-производителя в пермском бассейне Мидленд.
Если компания хочет увеличить добычу, потребуется год между бурением и перекачкой нефти по сравнению с тремя-четырьмя месяцами до пандемии, сказал в интервью Линьхуа Гуань, генеральный директор пермской буровой компании Surge Energy, американской дочерней компании китайской Shandong Xinchao Energy Co. Гуань запланировал 16%-ную инфляцию расходов в этом году и говорит, что она еще более увеличится в следующем году. В результате Surge ожидает 12% годового темпа роста производства в этом году по сравнению с 29% за 12 месяцев до первого квартала. Несмотря на это, Гуань ожидает, что получит рекордную прибыль в этом году, если цены на нефть останутся повышенными.
В итоге, теперь мало надежды на замену с помощью американской сланцевой индустрии исчезнувших с рынка 2-3 миллионов баррелей в день из России, констатируют авторы Блумберга, и продолжают: становится все более очевидным, что сланцевая нефть больше не является серебряной пулей для противодействия стремительно растущим ценам на нефть. Президент Джо Байден, похоже, отказался от публичных призывов побудить американских бурильщиков увеличить добычу, что являлось ключевым направлением усилий его администрации в начале этого года.
Резервов у топливной промышленности США не осталось. В результате закрытия и конверсий нефтеперерабатывающих заводов оставшимся пришлось увеличить использование мощностей до 93,2%.
Такое форсирование мощности объясняется потребностью справиться с высоким спросом не только внутри страны, но особенно из-за рубежа, поскольку экспорт нефтепродуктов вырос до более чем 6,2 млн барр./сут., сообщил Oilprice.com. Экспорт самый высокий с 2016 года.
Ссылаясь на данные отслеживания Vortexa, Bloomberg сообщил, что большая часть экспорта пошла не на помощь Европе, а в Латинскую Америку, где зимние холода увеличили потребность в дополнительном топливе.
На 23 мая цены на дизельное топливо выросли в США до $5,321 за галлон.
Но за рубежом цены еще выше. В Бразилии, где президент на днях уволили главу Petrobras из-за роста цен, дизель стоит $5,46 за галлон, а в Германии – $7,89 за галлон.
Краткосрочная ситуация на рынке будет зависеть от того, удастся ли ЕС согласовать эмбарго на российскую нефть, и как будет вести себя спрос в Китае. На пике карантина спрос на бензин и дизельное топливо в прибрежных регионах Китая, по оценкам Platts, сократился на целых 40%, в общей сложности в 45 городах были введены ограничения на передвижение в той или иной форме. Апрельский спрос в Китае составил 13,35 млн барр./сут., что на 11,5% меньше в годовом исчислении. Рынок ожидает сильных стимулирующих мер со стороны Пекина, которые увеличат спрос на нефть в Китае на 4% в годовом исчислении, добавив 600 000 барр./сут. за год во второй половине 2022 года, что может привести к дальнейшему росту цен на топливо.
Источник: