В ноябре 2022 года состоится очередное знаковое событие для мировой энергетики: Конференция ООН по изменению климата COP27. В этом году ее организатором станет Египет. Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК) изучает, с каким «багажом» и ожиданиями подходит к конференции эта африканская страна.
Египет обладает довольно крупной газовой инфраструктурой с точки зрения мощностей по транспортировке и сжижению газа, включая два трансграничных газопровода. Это, безусловно, представляет интерес для Европы, которая с некоторых пор стремится повысить свою энергетическую безопасность и диверсифицировать энергетику.
Поэтому Евросоюз всерьез настроен дружить с Египтом. А особенный интерес для ЕС представляет египетские газ, электричество и водород.
В последние годы эта дружба постоянно росла, а в последние месяцы укрепилась еще больше. Например, в марте 2021 года Каир подписал с бельгийским конгломератом DEME соглашение о проведении технико-экономической подготовки по производству и экспорту зеленого водорода. 10 апреля 2022 года ЕС и Египет договорились укреплять свое сотрудничество по вопросам энергетики и климата. Через месяц, 11 мая, Европейский банк реконструкции и развития согласился предоставить ссуду на сумму до 4,8 млн долларов для инвестиций в возобновляемые источники энергии в Египте. В мае Евросоюз и Египет также подписали меморандум о ежегодном производстве 300 000 тонн «зеленого» аммиака в экономической зоне Суэцкого канала. И это только часть заключенных в последнее время соглашений.
Европа присматривается к Египту уже давно. С 2012 года один только Европейский банк реконструкции и развития инвестировал более 8,5 млрд евро в 144 проекта в Египте. Также уже было объявлено, что ЕС намерен подписать несколько меморандумов о взаимопонимании с Египтом в области аммиака и водорода во время Всемирного саммита по климату в ноябре 2022.
Один из самых многообещающих проектов зеленого водорода в Египте будет построен на западном берегу Суэцкого залива. Участие в проекте принимает норвежская компания Scatec и голландско-эмиратский производитель удобрений Fertiglobe.
Новые открытия
По данным Агентства энергетической информации США (EIA), Египет владеет 4,4 миллиардами баррелей доказанных запасов нефти. Это шестое место по запасам нефти в Африке. Недавно были сделаны очередные открытия в глубоководных районах Средиземного моря, дельте Нила и Западной пустыни.
А вот что касается газа, то, по оценкам EIA, Египет занимает третье место в Африке по его запасам (после Нигерии и Алжира). Это порядка 2,19 трлн кубометров доказанных запасов.
Основными «артериями» для поставок СПГ и нефти из Персидского залива в Европу и США являются Суэцкий канал и трубопровод Сумед. Именно эти «артерии» подпитывают египетскую экономику.
Еще одним важным трубопроводом в этом районе является Арабский газопровод, по которому египетский природный газ доставляется в Иорданию, Сирию и Ливан.
На данный момент, в Египте есть два завода СПГ общей мощностью 17,3 млрд кубометров в год. Первый был запущен в 2004 году совместно с испанской Segas, но был приостановлен в 2012 г. Второй завод по производству СПГ и единственный в настоящее время действующий, расположен в Идку и состоит из двух линий производительностью 4,9 млрд кубометров в год каждая. Египет является экспортером газа с 2003 года.
Однако растущее внутреннее потребление газа (около 7% в год с 2006 г.) и снижение его внутренней добычи привело к тому, что Египет стал нетто-импортером газа в 2015 г. Но после этого открытие новых газовых месторождений привело к тому, что Египет вновь стал продавать газ на экспорт.
В развитии энергетических отношений между Египтом и Европой заинтересованы обе стороны, особенно после недавних открытий газовых месторождений в Восточном Средиземноморье. Египтяне наверняка захотят воспользоваться кризисом в Восточной Европе для укрепления позиций на европейском рынке, и это у них уже получается вполне успешно. Именно с помощью европейцев Египет хочет стать лидером по производству «зеленого» водорода и его производных вроде «зеленого» аммиака.
COP27 как дипломатический трамплин
После предыдущего климатического саммита в Глазго стало понятно, что африканские страны не слишком довольны европейским «зеленым» соглашением по уходу от углерода. И сокращение инвестиций в природный газ ударит по африканским странам, таким как Сенегал со своими 1.13 трлн кубометров запасов. Президент Сенегала Маки Салл даже заявил, что сокращение финансирования разведки новых месторождений газа станет «смертельным ударом» для развивающихся африканских стран.
Но потом ситуация резко изменилась. Примерно через два месяца, 2 февраля 2022 года, ЕС реклассифицировал природный газ как «соответствующий климатическим и экологическим целям ЕС и помогающий ускорить переход от твердого или жидкого ископаемого топлива, включая уголь, к климатически нейтральному будущему». Связано это не с нежеланием Брюссела следовать «зеленой» повестке или некая забота об экономиках африканских стран, а с ценами на природный газ, который выросли на 400%.
Усилия ЕС по прекращению зависимости от России увеличили необходимость пересмотра европейской политики в отношении разработки природного газа, поскольку ЕС изо всех сил пытается найти альтернативные поставки газа. И соглашение ЕС с Египтом об СПГ и «зеленом» водороде тоже было заключено с прицелом на собственные интересы об энергетической безопасности.
Страна неожиданно превращается в крупную региональную энергетическую державу благодаря сразу нескольким факторам, в том конфликту на Украине.
Египет продемонстрировал, что разработка своих морских запасов природного газа и экспорт СПГ не помешала ему также разрабатывать проекты и по солнечной и ветровой энергетике. Природный газ является катализатором ускоренного развития ВИЭ Египта. Эксперты ожидают, Каир официально объявит о своей национальной стратегии низкоуглеродного развития еще до саммита COP27.
Египет очень хочет председательствовать на Конференции ООН по изменению климата 2022 года в Шарм-эль-Шейхе не только как организатор, но и как ключевой защитник роли природного газа в процессе энергетического перехода и посредник в энергетических отношениях между Европой и странами Африки и Ближнего Востока. Похоже, это у него получится.
Михаил Вакилян, корреспондент ИРТТЭК
Источник: