Эмоции, слухи и реалии
Российское общество после заявления Шойгу всколыхнулось. Представители восточных регионов страны с возмущением и дружно зашумели: «Зачем строить новые… старые города развивайте!». Такое ощущение, что сибирские элиты, пребывая в плену местечкового мышления, дальше своего носа ничего не видят. Да и федеральный центр довольно туманно изложил общегосударственный проект. Сообщалось о строительстве «трех – пяти городов» численностью в триста – пятьсот тысяч жителей.
Удивление вызвало то, что инициативу озвучил не президент и не премьер-министр, а министр обороны Шойгу. По информационным каналам поползли слухи о неких амбициях Сергея Кужугетовича. Появилась официальная информация, что осенью 2021 года на встрече с президентом Путиным Шойгу представит научно проработанный проект реконструкции Сибирского макрорегиона. Произошла такая встреча или нет – широкая публика в неведении. Анонсированный план «Русского ковчега» начал подзабываться.
О том, что идея не умерла, стало известно 3 марта текущего года. На экономическом форуме в Красноярске вице-премьер российского правительства Виктория Абрамченко интригующе заявила:
– В правительстве ведется масштабная работа по подготовке стратегии развития Сибири. Сибирь станет новым флагманом экономики России.
По словам вице-премьера, намечается образовать восемь кластеров по следующим направлениям: лес, переработка алюминия, цветные и редкоземельные металлы, нефть и газ, драгметаллы, уголь, сельское хозяйство, туризм.
– Будет создано 450 тысяч рабочих мест, – заключила Виктория Валерьевна.
Этапы героического пути
«Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном», – писал в XVIII веке Михайло Ломоносов. Великий русский ученый как в воду глядел. Под Северным океаном, естественно, подразумевал Арктику, о потенциальных богатствах которой неоднократно говорил президент Путин. В России действует специальная программа по освоению Арктической зоны и Северного морского пути, по которому товары могут перемещаться из Европы в Азию и наоборот. У нас имеется уникальный атомный ледокольный флот, какого на данный момент нет ни у одной мировой державы.
Сибирь издавна давала Российскому государству пушнину, золото и алмазы, добыча коих была непростой из-за огромных расстояний и сурового климата. Масштабное освоение сибирских земель случилось в начале XX столетия, когда правительство России возглавлял выдающийся реформатор Петр Аркадьевич Столыпин.
За период 1906–1914 годов в Сибирь из западных и центральных губерний переселилось свыше трех миллионов человек. Развитие восточных регионов империи составляло важную часть Столыпинской аграрной реформы. В европейской России избыток населения, по данным переписи 1897 года, доходил до 35 процентов. Под «избытком» подразумевались крестьяне, которые не имели в собственности пахотной земли либо их участки занимали незначительную площадь.
Переселение крестьян в Сибирь в какой-то мере позволило решить обострившуюся донельзя аграрную проблему и одновременно увеличить демографическую составляющую на востоке империи. Да-а, не все прошло гладко! Полмиллиона переселенцев возвратились обратно в родные места, не справившись с трудностями климатического и экономического характера. Но два с половиной миллиона человек остались, органично влившись в категорию мужественных российских граждан, гордо именующихся сибиряками. Плюс их потомки.
Очередное покорение Сибири случилось в советское время. К старым промышленным центрам добавились новые. Тюмень и Новосибирск, Кемерово и Новокузнецк, Братск, Норильск, Сургут, Нижневартовск – детища социалистической эпохи. Возведение Байкало-Амурской железнодорожной магистрали также способствовало хозяйственному и демографическому освоению Сибири и Дальнего Востока.
В 70-е основной нефтегазовой базой страны стала Западная Сибирь. Здесь произошла своего рода научно-техническая революция с участием очень многих россиян, самоотверженным трудом преобразивших периферийные территории малолюдной тундры. Ханты-Мансийский округ специализируется на нефтедобыче, а Ямало-Ненецкий по месторождениям природного газа и его добыче не имеет равных в мире. Тюменская область, включающая в себя два названных округа, по капитализации активов уступает в России только столичному региону.
ЗАТО – центры технологий
Разработка правительством стратегии развития Сибири дело, конечно, благое. Но, признаюсь, надеялся на несколько иное. Раз с инициативой первоначально выступил Шойгу, логично было предположить, что речь должна идти о научно – производственных кластерах оборонного характера. Министра обороны неожиданно поменяли на женщину с проектом по извлечению и переработке природных ресурсов!
Поскольку автор – лицо частное, какими-либо обязательствами не связан, потому может позволить себе немного пофантазировать на данную тему.
Зачем строить города с числом жителей в несколько сот тысяч человек? Целесообразнее и проще возвести интеллектуальные кластеры в виде закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО), которые будут находиться в ведении «Роскосмоса», «Ростеха», других государственных корпораций и, возможно, Академии наук.
ЗАТО можно построить в качестве городов-спутников вблизи региональных центров. Близость коммуникаций, большого скопления населения и прочие базовые условия существенно облегчат строительство и последующее функционирование новых городских поселений.
По оценке экспертов, для успешной жизнедеятельности научно-производственных кластеров среднего уровня совсем не требуется огромного количества жителей. С учетом неуклонно нарастающих процессов автоматизации и роботизации производства, надобность в работниках будет уменьшаться. Востребованы будут высококвалифицированные кадры, интеллектуально продвинутые, с хорошим профессиональным образованием. ЗАТО идеально подходят под эти критерии.
Нужные кадры, естественно, молодого и среднего трудоспособного возраста, можно подобрать в великорусских регионах европейской России, на Украине и в Молдавии, дальнем зарубежье. К примеру, в Германии насчитывается 4,5 миллиона русскоязычных немцев, когда-то покинувших бывшую родину – СССР либо уже постсоветские республики. Русских немцев из-за известных политических событий в Германии притесняют и даже порой третируют. Их гражданская позиция не вписывается в мейнстрим западных элит и СМИ.
Большинство бывших наших соотечественников, очевидно, в Россию уже не вернется, несмотря на все передряги текущего момента. Да и нам в научно-производственные кластеры потребовались бы далеко не все. И возрастные ограничения, и определенные профессиональные. Но, полагаю, подыскать от 50 до 100 тысяч специалистов, соответствующих нашим требованиям, вполне достижимо. Надо только создать европейским переселенцам привлекательные условия для работы и по ее оплате, предоставить комфортное жилье с наличием современной культурно-спортивной инфраструктуры. В Российской империи в немалой степени именно благодаря труду приглашенных правительством немцев успешно развивались наука и промышленность.
Примерно 10 ЗАТО числом жителей в 100–120 тысяч человек могут стать драйверами экономики Сибири, ее технологическими центрами. Судьбоносные идеи Ломоносова, Столыпина и, конечно же, Шойгу обретут инновационное оформление и ускорение!
Челомеевск, Бармин и другие
Омск и Красноярск связаны с ракетно-космической отраслью страны. Омский «Полет» является филиалом Хруничевского ракетно-космического центра, а «Красмаш» выпускает не только межконтинентальные баллистические ракеты для подводных лодок, но и модернизирован под серийное производство наземных «Сарматов».
Неподалеку от Омска можно построить город-спутник Челомеевск в честь выдающегося конструктора ракетно-космической техники Владимира Челомея. Челомеевск воспроизведет в технологическом плане подмосковный Королев.
Другой ракетоград ЗАТО Бармин возвести на некотором удалении от Красноярска. Будет тем самым увековечено имя еще одного знаменитого конструктора-ракетчика советского времени. Почему бы не построить в Бармине крупный ракетный центр масштаба «Южмаша» под названием уже «Сибмаш»?
Российские военно-воздушные силы, к сожалению, серьезно отстают по самолетам нового 5-го поколения от ВВС США и Китая. Российская авиация нуждается в радикальном обновлении и усилении, как в техническом отношении, так и учебно-образовательном. Близ Новосибирска строим ЗАТО Чаплыгинск, по имени известного авиаконструктора, одного из основоположников отечественной школы воздухоплавания. Как вариант, Чаплыгинск!
Город должен дублировать подмосковный Жуковский, став вторым центром авиастроения России! А в Новосибирске открываем военно-воздушную академию! В свое время бездумно ликвидировали инженерную академию имени Жуковского, располагавшуюся в Монино. Подмосковная землица чрезвычайно дорого стоит и некоторые «оборотистые лица» из Минобороны провернули неблаговидную операцию по набиванию карманов. И все им сошло с рук!
Формально инженерную академию Жуковского объединили с летной, гагаринской, расположенной в Воронеже, но по факту уничтожили. Ошибку, деликатно выражаясь, надо исправлять!
В Омске открываем военно-космическую академию, как аналог питерского учебного заведения – академии имени Можайского. Милитаризация космоса неизбежна и мы должны заранее готовиться к новым вызовам времени.
В современной войне резко возрастает роль информационной составляющей. Армии требуется все больше и больше компьютерщиков, программистов, даже хакеров. В Череповце находится Военный ордена Жукова университет радиоэлектроники. Похожий по специализации вуз создаем в Томске. Город Томск, между прочим, из-за высокого научно-технического и образовательного потенциала именуют «Сибирскими Афинами»!
И, конечно же, рядом с Томском строим город-спутник, условно Чиповск. Россия, являясь великой державой, выпускает позорно мало микросхем, чипов. Наша доля на мировом рынке всего-навсего 0,1 процента!
Признанный лидер – тайваньская электронная компания TSMC – контролирует от 60 до 90 процентов рынка. По разным оценкам, где-то в этих пределах. С TSMC по части разработок и производства микросхем пытаются конкурировать американский «Intel» и южно-корейский «Samsung», но пока безуспешно.
Taiwan Semiconductor Manufacturing Company Limited (TSMC) сильно зависит от американских властей, но это в настоящее время. Не исключено, что через год – другой остров, а значит, и электронная суперфирма с капитализацией активов в 611 миллиардов долларов США, перейдет под контроль Пекина. У России появится шанс при техническом содействии TSMC построить завод микрочипов на своей территории, например, такой, какой компания возводит сейчас в американском штате Аризона. Будем надеяться, что «стратегический партнер» пойдет нам навстречу!
При таком раскладе заводу микрочипов самое место в гипотетическом ЗАТО Чиповск – спутнике Томска. В Чиповске можно построить и другие предприятия электронной промышленности, например, корпорацию или концерн «Сибнано».
На юге Красноярского края находится уникальная Минусинская котловина, которая, по мнению специалистов, обещает превратиться при должных вложениях в сельскохозяйственную житницу Сибири. Котловину даже называют «Сибирской Италией» по причине очень теплого лета в тамошних местах. Продовольственная безопасность, безусловно, важна, но не будем забывать и про оборонку.
В Ижевске и Казани существуют неплохие центры разработки беспилотных летательных аппаратов, спрос на которые в современных вооруженных конфликтах колоссально возрос. В Дубне запущено конвейерное производство беспилотников. В Сибири строим новый центр разработки БПЛА и завод по их серийному выпуску!
Тула славится реактивными системами залпового огня. Тульский НПО «Сплав» у всех на слуху! Пермские «Мотовилихинские заводы» признанный в России, да и мире, центр производства ракетно-артиллерийских систем. Почему бы на территории Сибири не создать ЗАТО, где будут выпускать РСЗО и другие ударные комплексы!?
Нижнетагильский «Уралвагонзавод» в России главный центр разработки и производства бронетехники. Неужели нам слабо заиметь еще одно такое же производство под названием «Сибвагонзавод»?
Он бы выпускал не только суперсовременные танки, но и железнодорожные вагоны, потребность в коих при новом покорении Сибири будет только возрастать!
В Иркутской области либо Алтайском крае возвести пару закрытых военных городков, специализирующихся на выпуске боеприпасов. В масштабных войнах от бесперебойного производства боеприпасов, по сути, зависит исход военной кампании.
В названиях новых ЗАТО увековечить фамилии знаменитых российских оружейников: Дегтярева, Шипунова, Симонова, Мосина. Есть и другой вариант. Прославленные сталинские наркомы военного времени: Ванников, Малышев, Шахурин, Устинов. В годы Великой Отечественной войны наркомы показали себя выдающимися организаторами производства, выстояли в условиях, какие нынешним федеральным министрам даже и не снились!
При создании сибирских центров оборонного профиля предлагаю воспользоваться опытом ВОВ. Типичная картина той невероятной по драматизму эпохи. Временно эвакуированные из западной части страны оборонные предприятия размещались в городах, преимущественно, Поволжья и Урала. И рождали своих близнецов, дублеров. Например, на базе эвакуированного в Самару московского авиационного завода N 1 (бывший «Дукс») возник ракетно-космический центр «Прогресс». Мелитопольский завод насосно-компрессорного оборудования таким же образом породил родственное предприятие в городе Катайск Курганской области.
По тому же принципу клонируем города, где размещены стратегические научные учреждения и предприятия. Главным образом, наукограды. Повторюсь: Челомеевск копирует Королев, а Чаплыгинск Жуковский. Полное копирование, наверное, выйдет слишком затратным, но и частичное будет большим достижением.
Президент Путин ближайшее десятилетие объявил в России десятилетием науки и технологий. Нам нужны высокотехнологичные производства, независимые от какого-либо внешнего влияния. Интеллектуальные кластеры в Сибирском макрорегионе однозначно послужили бы переводу российской экономики на инновационные рельсы и существенно повысили бы обороноспособность страны!
Валерий Капленков, политолог
Источник: