История современных турецко-российских отношений ведется с 16 марта 1921 года, когда было подписано Соглашение о дружбе и братстве между Великим Национальным Собранием Турции и Правительством Российской Федеративной Социалистической Республики. Затем, после развала СССР, 25 мая 1992 года были подписаны Договор об основах отношений между Турцией и Россией, а также План действий между Турцией и Россией по развитию сотрудничества в Евразии (16.11.2001), Совместная декларация об углублении дружбы и многоплановом партнерстве (06.12.2004) и Совместная декларация о продвижении к новому этапу отношений и дальнейшему углублению дружбы и многоплановому партнерству (13.02.2009).
Данные и другие взаимовыгодные документы, несомненно, позволили турецко-российским отношениям выйти на новый этап своего развития, способствовали углублению дружбы и всестороннему партнерству. Причем на данный процесс не повлияло не то, что Турция с 18 февраля 1952 года является членом НАТО, не то, что после развала СССР она активно поддержала идею расширения НАТО путем приема в ее состав стран бывшего социалистического лагеря, не то, что Турция стремилась занять лидирующее положение в Черноморском регионе, на Южном Кавказе и принимала опосредованное участие в противостоянии проводимой Россией контртеррористической операции на территории Северного Кавказа в конце XX-XXI веков. В своих совместных заявлениях Турция и Россия с удовлетворением отмечали, что их подходы и политика по многим региональным и международным вопросам и проблемам имеют сходство, и в этом контексте подтверждали свою решимость и далее укреплять действующие механизмы взаимодействия.
Но вот наступило второе десятилетие XXI века, на повестку дня вышел международный терроризм, который охватил своим влиянием особенно страны Ближнего Востока. Еще 14 марта 2007 года в Меморандуме о взаимопонимании по борьбе с транснациональной организованной преступностью и терроризмом Турция и Россия выразили свою решимость укреплять правовую базу в этой сфере. Данный факт дал большую возможность Турции решить на фоне противодействия международному терроризму свои внутренние и внешние проблемы. Однако их решение потребовало от Турции введения двойных стандартов в отношения с Россией.
С одной стороны, широкое развитие туристического взаимодействия с Россией приносило Турции миллиарды прибыли. Кроме того, поставка на российский рынок овощей, фруктов и других товаров легкой промышленности также давало хороший доход. Только годовой объем экспорта турецкой продовольственной продукции в Россию составлял до 2015 года порядка 1,3 млрд. долл. С другой стороны, решение своих проблем, особенно в отношениях с Сирией, Арменией, Азербайджаном, курдами и т.д. накладывали негативный отпечаток на отношения с Россией. Турция, например, не признала в 2014 году присоединение Крыма к России и выступила за «территориальную целостность» Украины.
Такая двойная игра неизбежно должна была привести к трагедии, и она не заставила себя долго ждать. 24 ноября 2015 года турецкий истребитель сбил российский военный самолет над сирийским воздушным пространством. Мотив данной провокации был напрямую связан с ролью Турции в поддержке противостояния оппозиции законному правительству Сирии. 20 ноября 2015 года на встрече с послом России министр иностранных дел Турции обвинил Россию в «интенсивных бомбардировках» «гражданских туркменских деревень» и сказал, что если русские немедленно не прекратят свои операции, могут быть «серьезные последствия». Премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу выразился еще более откровенно, заявив, что турецким силам безопасности «передано указание – принять ответные меры в случае любых событий, которые могут угрожать безопасности границ Турции».
Следует отметить, что в начале расследования турецкие власти отрицали, что знали о том, что сбитый самолет был российским, но обнародованные в 2017 году показания суда показали, что это не так. Согласно судебному документу, обнародованному Nordic Monitor, полковник штаба Али Дурмуш сказал, что командование боевых ВВС Турции доложило генералу Абидину Юналу, старшему офицеру, работавшему в то время в штабе ВВС, о том, что два российских истребителя нарушили воздушное пространство Турции над Хатай (турецкий) и Латакия (сирийский) пограничными регионами. Юнал приказал атаковать, в результате чего российский Су-24М был сбит турецким истребителем F-16. Погибли российский летчик, а также морской пехотинец из группы спасательной операции. Как сообщает Nordic Monitor, Юнал знал, что выполняет волю Эрдогана, когда давал разрешение на сбитие российского самолета. В дальнейшем министр обороны Турции, встретился с пилотом, сбившим российский самолет, и поздравил его. Nordic Monitor также сообщил, что администрация президента Эрдогана ликовала от известия о сбитом российском самолете.
Данный провокационный факт привел к кризису доверия в турецко-российских отношениях и введению Россией серьезных экономических санкций. Президент России В.В. Путин сказал по этому поводу: «Мы всегда относились к Турции как к дружественному государству. Я не знаю, кого интересовало то, что сегодня произошло, уж точно не нас. И вместо того, чтобы сразу связаться с нами, насколько нам известно, турецкая сторона сразу же обратилась к своим партнерам из НАТО для обсуждения этого инцидента, как будто мы сбили их самолет, а не они наш». На фоне все более расширяющегося разрыва последовали взаимные упреки. Так, Президент России обострил внутренние проблемы Турции и обвинил Эрдогана в отходе от светского государства, созданного национальным героем Турции Мустафой Кемалем Ататюрком. «Ползучая исламизация, вероятно, заставит Ататюрка перевернуться в гробу», – сказал он. Эрдоган, не остался в стороне и раскритиковал действия России в Сирии, назвав их военным преступлением. Именно вот такое биполярное поведение Турции и позволяет нам сегодня сомневаться в искренности и логике ее отношений с Россией.
Однако надо отметить, что противостояние в турецко-российских отношениях продлилось не долго. Уже в конце июня 2016 года, после официального извинения со стороны Турции за сбитый российский самолет, начался активный обмен встречами на высшем уровне, а также поиск новых путей сотрудничества. Постепенное снятие Россией санкций с Турции привело к восстановлению туризма, торгово-экономических связей и развитию энергетического диалога. Особое внимание было уделено строительству газопровода «Турецкий поток», который был введен в строй и имеет взаимовыгодную перспективу, поскольку только за время напряженности между двумя странами в 2015 году один год российских санкций стоил Турции до 0,88 пункта экономического роста и 8,3 млрд долларов.
В 2016 году неудавшийся государственный переворот в Турции также оказал положительное влияние на восстановление отношений. Президент России В.В. Путин одним из первых позвонил Эрдогану после этого события. Надо сказать, что лидеров Турции и России в этот момент сблизило нестабильное отношение с США и странами ЕС. Не смогло нарушить строящееся сотрудничество и убийство в Турции посла Российской Федерации Андрея Карлова, которое произошло 19 декабря 2016 года в Анкаре. На этом фоне, несмотря на очень сильное давление со стороны США, Турция в 2017 году купила у России ЗРС С-400 (четыре дивизиона на сумму 2,5 млрд долларов). Тот факт, что страна – член НАТО приобрела у России и разместила на своей территории это не имеющее аналогов в мире вооружение, наглядно показывает нам, что Эрдоган очень часто играет на уровне фола и все свои действия подчиняет реализации только своих интересов.
Думается именно поэтому все более углубляющиеся отношения между Турцией и Россией вновь подверглись негативному воздействию. Раздражителями здесь выступили Сирия и Ливия, где у Турции и России ассиметричные интересы. Так, очередной пик напряженности произошел в феврале 2020 года, когда вооруженными силами Сирии при поддержке российской авиации были убиты 34 турецких солдата в провинции Идлиб. Несмотря на то, что лидерам Турции и России удалось достигнуть соглашения о деэскалации кризиса, напряженность между двумя сторонами сохранялась.
Дальнейшие действия Анкары в очередной раз показали, что Турция не изменила свой двойственный вектор дипломатии. Одной рукой она укрепляла турецко-российские отношения, а другой – помогала тем странам, с которыми у России были «натянутые» отношения. Например, в 2018-2020 годах турецкая компания продала Украине турецкие ударные БПЛА Bayraktar ТВ2 (74 млн долларов). Беспилотники разработаны и производятся частной турецкой оборонной компанией Baykar, главным техническим директором которой является Сельчук Байрактар, зять Эрдогана. Как отметил министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу: «Мы продаем беспилотники тому, кто их запрашивает, у нас нет никаких предварительных условий». «Эта сделка [с Украиной] не против России», – сказал он.
Однако, согласно данным, опубликованным 6 апреля 2022 года Ассамблеей экспортеров Турции, в первом квартале 2022 года резко вырос экспорт оборонной продукции именно Турции на Украину, который составил 59,8 млн долларов за первые три месяца этого года по сравнению с 1,9 млн долларов за тот же период 2021 года. При этом большая часть продаж приходилась на январь. Сегодня, когда мы уже знаем из заявлений Зеленского, что Украина с декабря 2021 года готовилась к нападению на Донбасс, становится понятным, почему именно Украина стала одним из основных партнеров Турции в сфере оборонной промышленности. Она заказала не только БПЛА, но и корветы класса MILGEM, системы связи и наведения.
Оказало существенное влияние на турецко-российские отношения и обострение конфликта в 2021 году в Нагорном Карабахе, где Турция и Россия поддерживают разные его стороны. Турция стала ключевым победителем в соглашении о прекращении огня от 9 ноября, заключенном при посредничестве России, а ее союзник Азербайджан вернул контроль над землями, захваченными армянами после распада СССР.
С началом российской специальной военной операции по денацификации и демилитаризации Украины Турция также заняла двойственную позицию и пытается извлечь для себя выгоды. На фоне отказа в присоединении к западным санкциям против России Турция, опасаясь возмездия, поскольку Россия удовлетворяет около половины потребностей Турции в природном газе, пытается выступить посредником между Россией и Украиной, проводя встречи между российскими и украинскими переговорщиками в Стамбуле. 24 апреля Эрдоган даже предложил, чтобы Турция наравне с другими странами выступила в качестве гаранта безопасности Украины. Также Анкара пытается организовать стамбульскую встречу на высшем уровне между Президентом России В. Путиным и президентом Украины В. Зеленским. Для наращивания туристической прибыли Турция создает авиакомпанию, которая будет возить российских туристов на турецкие курорты в обход санкций Запада. Россияне составили 19% иностранных посетителей Турции в 2021 году. Все это и многое другое положительное – белая полоса в отношениях между Турцией и Россией.
Но вот 23 апреля 2022 года турецко-российские отношения оказались вновь в черной полосе. Турция запретила российским самолетам, в том числе любым гражданским рейсам, перевозящим войска, летать в своем воздушном пространстве. Поскольку этот шаг можно рассматривать как увеличение экономического давления на Россию, то его можно рассматривать как недружественный. Особенно если вспомнить, что Турция не поддержала операцию России на Украине и ранее уже ограничила доступ через пролив Босфор для кораблей ВМФ России.
Итак, как мы видим, турецко-российские отношения на протяжении длительного времени представляют собой тельняшку – то белые, то черные полосы. В промежутке между XVI и XX веками Турция и Россия вели более десятка войн между собой. В XXI веке партнерству удалось преодолеть несколько кризисов, которые могли привести к его краху, демонстрируя заинтересованность обеих сторон в том, чтобы оно выстояло. Однако очень часто решение этих вопросов зависело только от личных отношений между Эрдоганом и Путиным. «Турция пытается продолжать этот балансирующий акт, который обусловлен тем, что она принципиально не доверяет русским, но она также не уверена в поддержке Запада», – сказал Insider старший политолог корпорации RAND Стивен Флэнаган.
Отношениям России и Турции, похоже, суждено колебаться между соперничеством и партнерством, но их конкурирующие интересы в Черном море, на Ближнем Востоке и в Северной Африке делают эти отношения потенциально быстро перерастающими в конфронтацию. В связи с этим данное партнерство трудно назвать стратегическим, но еще труднее предсказать, куда повернется турецкий флюгер дипломатии, если на кон будет поставлен вопрос о принятии решения, которое потребует ущемления турецких интересов во имя поддержки дружбы и сотрудничества с Россией.
Источник: