Специальный представитель президента США по вопросам климата Джон Керри 21 февраля в интервью BBC Arabic прозорливо предположил, что события вокруг Украины отвлекут внимание от изменения климата и приведут к росту выбросов парниковых газов. Материал подготовлен Институтом развития технологий ТЭК (ИРТТЭК).
Через две недели прогноз Керри повторили аналитики Goldman Sachs: ЕС откажется от «зеленой» повестки ради энергетической безопасности, и, в общем, проведение Россией специальной военной операции на территории Украины приведет к «впечатляющему изменению глобального энергетического ландшафта в ближайшие десятилетия». По мнению аналитиков инвестиционного банка, новая энергетическая политика ЕС будет предполагать большее использование угля, атомной энергии и природного газа для генерации электроэнергии, в результате чего выбросы углерода вырастут. Первое изменение уже налицо: стоимость эмиссионных квот в Европе за две недели снизилась на 22%.
Аналитики Goldman полагают, что необходимость обеспечить энергетическую безопасность Запада в условиях ограничения поставок энергоносителей из России в ближайшие годы приведет к росту добычи нефти в США и ключевых странах ОПЕК. Об энергетическом переходе замолчат лет на десять, когда при ветровых засухах снова можно будет полагаться на излишки энергии от ископаемого топлива.
Будут ли сланцевики США и ОПЕК увеличивать добычу? Такой вопрос был среди основных на CERAWeek, одном из самых важных нефтегазовых мировых форумов, проходившем в американском Хьюстоне с 7 по 11 марта.
Американские нефтяники воспользовались мероприятием, не проводившимся два года из-за ковидных ограничений, для резкой атаки на администрацию Джо Байдена.
Безопасность для США и Европы начинается с новой энергетической политики, которую надо выработать на фактах и здравом смысле, заявил Джон Ройалл, президент Gulf Energy. До принятия решения о прекращении импорта российской нефти и газа администрация Байдена ввела больше санкций в отношении нефти и газа США, чем в отношении российской нефти и газа, продолжал Ройалл. Общественные земли были закрыты для бурения, отмена трубопровода Keystone XL и ограничения на другие трубопроводы заблокировали эффективное распределение и экспорт энергии в США, правительственные органы препятствовали разработке нескольких проектов по экспорту газа.
«Мы можем питать современную экономику ветряными мельницами и солнечными батареями, но российская энергетическая силовая политика разбила эту приятную мечту», – в запале заявил президент Gulf Energy. Джон Ройалл, конечно, не прав – «приятную мечту» разбила не Россия, а законы природы, не позволяющие надежно обеспечить энергией современную цивилизацию за счет ветра и солнца.
Джон Ройалл предложил искать нефть в Северном море и Мексиканском заливе, где имеется потенциал в 20-30 млрд бнэ, согласно недавнему исследованию PWC. В Арктическом национальном заповеднике дикой природы на Аляске (ANWR) Ройалл насчитал еще 10 млрд бнэ. Но банки в США, и особенно в Европе, уклоняются от финансирования любых углеводородных проектов, объясняя, что они не могут быть связаны со словами «нефть» и «газ». «Правительства должны вновь заявить, что нам нужны нефть и газ для наших экономик, и поручить банкам двигаться вперед с финансированием нефтегазовых проектов», – заключил Джон Ройалл.
Министр энергетики США Дженнифер Гранхольм о банках ничего не сказала, но призвала производителей нефти и природного газа увеличить поставки на фоне энергетического кризиса. Ранее, на посту губернатора Мичигана, а потом в должности министра Дженнифер прославилась финансированием зеленой энергетики и подавлением добычи ископаемого топлива.
«Мы находимся на военном положении», – сказала министр и заявила о надежде, что нефтегазовые компании будут продолжать поддерживать нацию в течение следующих 100 лет, но… с технологией нулевого выброса углерода. Увеличение краткосрочных поставок нефти не противоречит приверженности администрации чистой энергии, заявила министр, пояснив, что «мы можем ходить и жевать жвачку одновременно».
Однако сланцевики не выразили особо энтузиазма по поводу увеличения добычи. Исполнительный вице-президент и директор по корпоративному развитию Devon Energy Дэвид Харрис заявил: «Сейчас мы сосредоточены на получении прибыли, которую хотят наши акционеры. Мы возьмем избыточный доход, который мы генерируем, и вернем его нашим акционерам. Это очень четкий, прозрачный набор руководящих принципов». Примерно так же заявляли о своих приоритетах на форуме и руководители других компаний – небольшой гармоничный рост и возврат долгов. Например, Генеральный директор Occidental Petroleum Вики Холлуб заявила: «Сейчас я чувствую, что нам нужно вернуть деньги акционерам в виде дивидендов или выкупа».
В дни форума генеральный директор ConocoPhillips Райан Лэнс сказал CNBC, что даже решение немедленно начать бурение новой нефти не снизит сразу высокие цены на топливо. От принятия решения до первой капли нефти пройдет от 8 до 12 месяцев, сообщил Лэнс. К тому же из-за общей инфляции и проблем с поставками капексы выросли на 20% по сравнению с прошлым годом.
Генеральный директор Saudi Aramco Амин Насер в своем выступлении повторил общую мысль о ВИЭ: «Если бы альтернативные источники энергии могли взять на себя это бремя [энергоперехода], они бы это сделали. Но [их] амбиции по-прежнему намного опережают реальность». Вопреки консенсусу о чистом нулевом будущем, сказал Насер, мир нуждается во всех источниках энергии для поддержки успешного перехода, и подчеркнул, что демонизация нефтегазовой промышленности будет контрпродуктивной для разрешения глобального энергетического кризиса.
Американские чиновники ждали от главы Saudi Aramco обещаний о росте добычи для замены российской нефти, но г-н Насер разочаровал, оценив «эффективные резервные мощности» компании всего в 2 млн барр./сут..
Исполнительный директор Saudi Aramco по стратегии и анализу рынка Ашраф Газзави уточнил обещание о росте добычи: «Мы объявили, что мы увеличим нашу максимальную устойчивую мощность до 13 млн барр./сут. Это должно быть сделано к 2027 году». То есть саудиты не собираются форсировать рост добычи, у них другие приоритеты – ВИЭ, водород, аммиак, газ, уран и АЭС. По словам Газзави, Saudi Aramco запустила проект разработки нетрадиционного газа в Джафуре, который, как ожидается, принесет 2,0 млрд бнэ газа в сутки к 2030 году.
Позиция ОПЕК по увеличению добычи принципиальна важна для администрации США, которой любыми путями надо снизить цену топлива на внутреннем рынке в свете ноябрьских выборов. Но наследный принц Саудовской Аравии Мохаммед бен Салман и шейх ОАЭ Мохаммед бен Заид аль Нахайян в последние недели отклонили просьбы США о встрече с Байденом, будучи недовольными его политикой в Персидском заливе.
В то же время посол ОАЭ в Вашингтоне Юсеф Аль-Отайба заявил CNN в среду, что страна хочет увеличить добычу нефти и будет поощрять картель Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) наращивать поставки. Если ОАЭ убедят своих партнеров пошире отвернуть краны, это ознаменует принципиальный поворот политики картеля, который только что заявил о намерении увеличить добычу в апреле не более чем на запланированные 400 000 барр./сут. «Мы выступаем за увеличение добычи и будем поощрять ОПЕК рассмотреть вопрос о повышении уровня добычи», – сказал Отайба.
По данным Rystad Energy, свободные мощности порядка 4 млн барр./сут. могут быть совокупно активизированы в Саудовской Аравии, Ираке, Иране и ОАЭ. Эта цифра близка к нефтяному экспорту России (4,7 млн барр./сут.), но экспорт России не упадет до нуля, а даже небольшой профицит может уронить цену нефти.
Как явное нежелание арабов замещать на рынке нефть России можно расценить слова главы ОПЕК Мохаммеда Баркиндо на Ceraweek: «В мире нет мощностей, которые могли бы заменить 7 миллионов баррелей [российской нефти] в день». Где глава ОПЕК нашел 7 млн баррелей, неизвестно, но смысл понятен – вытеснять с рынка Россию мы не будем. То есть ваше эмбарго – это ваши цены на энергоресурсы.
Производители американского СПГ на CERAWeek еще раз повторили – лишнего газа для Европы у них нет. А Эндрю Уокер, вице-президент Cheniere, крупнейшего экспортера американского СПГ, солидаризовался с руководством «Газпрома», заявив, что кризис в Европе обнажает необходимость увеличения долгосрочных контрактов на природный газ, против которых брюссельские бюрократы боролись все последние годы, увеличивая объем спотовых контрактов.
Общий вывод из разговоров на CERAWeek: нефтегазовые компании устраивают высокие цены на энергоносители, и пусть политики сами разбираются со своими санкциями, спасать их нефтяники и газовики не намерены.
В Европе Еврокомиссия представила планы сократить импорт газа из России на две трети до конца года. Вряд ли это реально, но к одному неприятному выводу европейские бюрократы были вынуждены придти – «энергопереход» может быть отложен. На встрече с законодателями ЕС в Страсбурге 7 марта глава «Зеленого соглашения» ЕС Франс Тиммерманс признал, что некоторые страны ЕС могут дольше придерживаться угля из-за опасений по поводу поставок российского газа. Немецкие операторы угольных электростанций уже рассматривают возможность восстановления работы остановленных угольных станций и продление срока их эксплуатации. Политического истэблишменту Запада, как и предупреждал Керри, стало не до выбросов СО2.
Источник: