Аварии АЭС Три-Майл-Айленд в 1979 году, в Чернобыле в 1986 году и на Фукусиме в 2011 году использовались как повод остановить развитие атомной энергетики в пользу ветряной и солнечной генерации. Однако энергетические кризисы 2021 году вынудили власти многих стран возобновить активность в атомном сегменте. Материал подготовлен Институтом развития технологий ТЭК (ИРТТТЭК) специально для ИА REX.
Атомная энергетика (АЭ) была естественным и единственным кандидатом на роль энергетики будущего после прогнозируемого уже в конце прошлого века постепенном исчерпании запасов ископаемого топлива. Но развитие АЭ противоречило планам мировой элиты по ограничению роста мировой экономики, поэтому была проведена масштабная пропагандистская кампания по ее очернению. Одновременно под предлогом борьбы с выбросами СО2, якобы ведущими к катастрофическому глобальному антропологическому потеплению (AGW), было демонизировано использование ископаемого топлива, что надежно блокировало экономический рост в развивающихся странах на базе дешевого угля и газа: есть промышленность – есть выбросы, нет промышленности – нет выбросов. В качестве альтернативы были предложены ненадежные и дорогие ветряные и солнечные источники электроэнергии.
Подавить АЭ также помог бурный рост технологии сжижения природного газа (СПГ) и его перевозок в специально построенных судах.
АЭС перестали массово строить в 90-е годы, и пик атомной генерации пришелся на рубеж 20 и 21 веков.
Доля атомной энергетики в мировом энергопотреблении
Источник: BP statistical review
Структура выработки электроэнергии на АЭС в странах мира, ТВт·ч/год
Источник: BP statistical review
Рост выработки электроэнергии на АЭС после остановки японских станций из-за Фукусимы в 2011 году обеспечил практически только один Китай, который продолжает наращивать свой атомный потенциал: в октябре текущего года китайское правительство анонсировало программу строительства и запуска не менее 150 ядерных реакторов в течение следующих 15 лет с объемом финансирования примерно $440 млрд.
США и Европа до нынешнего года строить новые реакторы не собирались. Начатые было стройки тянулись десятилетиями: в Финляндии, например, третий энергоблок АЭС «Олкилуото» запустили только 21 декабря – первый реактор за 40 лет, строили его 16 лет, а стоимость за это время выросла с 3 до 9 млрд евро.
Но в 2021 году случился энергетический кризис, который показал неспособность ветряков и солнечных панелей обеспечить надежное энергоснабжение. В феврале более ста человек насмерть замерзли в американском Техасе, а ветровая засуха в Европе, начавшаяся летом и продолжающаяся до сих пор, привела к проблемам со снабжением европейских стран электроэнергией: доля ветрогенерации регулярно падала до 4-6% установленной мощности, а, к примеру, на 21 декабря в 15:00 КИУМ ветряков Германии составил 2%. В Великобритании, Германии, Швеции усиленно сжигали газ и запускали ранее остановленные мощности на угле и мазуте.
Цена электроэнергии выросла катастрофически. За год – с 21 декабря 2020 года по 21 декабря 2021 года – стоимость мегаватта в час в Германии поднялась с 94,57 до 431,98 евро; во Франции – с 105,95 до 442,88 евро; в Австрии – с 104,14 до 434,34 евро. Цены на газ за год взлетели в Европе до 8,5 раз.
Только атомные электростанции не имели никаких проблем с топливом и выбросами СО2, что радикально изменило отношение к АЭС.
В Глазго в ноябре на СОР26 4 ноября глава МЭА Фатих Бироль призвал в пять раз увеличить темпы нового строительства атомных электростанций, чтобы достичь чистого нуля выбросов к 2050 году.
Министр энергетики Великобритании Грег Хэндс на конференции Nuclear2021 Ассоциации атомной промышленности страны заявил о «твердой приверженности» АЭ, которая будет играть большую роль «в борьбе с изменением климата». Правительство поддержало проект Rolls-Royce по строительству малого модульного реактора (SMR), инвестором в проекте стал даже Фонд национального благосостояния Катара.
В ЕС развернулась эпическая битва «за» и «против» признания АЭ «зеленой». Европейская комиссия весь год тянула с решением, в итоге окончательный вывод отложен на январь следующего года: Франция – «за», Германия – «против». До конца года Германия планирует остановить три современные атомные электростанции, а в следующем году оставшиеся три. «Удивительная тяга к самоуничтожению» – комментируют СМИ, в первом полугодии 2021 года АЭС Германии обеспечили 11,7% электроэнергии.
У сторонников АЭ имеется весомый аргумент: АЭС не выделяет никаких парниковых газов. Ранее противники АЭ делали упор на проблемы опасности АЭС, захоронения радиоактивных отходов, огромные капиталовложения и длительные сроки строительства. Строительство ВЭС и СЭС действительно обходится на порядок дешевле, но 2021 год реально продемонстрировал вероятность катастрофы энергосистемы в отсутствии ветра и солнца.
До нынешнего года у сторонников AGW (антропогенного глобального потепления) еще одним важным аргументом была цена электроэнергии – они уверяли в скором падении цены киловатт от ветра и солнца ниже цены атомной, угольной и газовой генерации. Текущий год с его взлетом цен нанес сокрушительный удар по этим обещаниям.
Сторонники глобального потепления попались в собственную ловушку: АЭС не выделяют парниковых газов, цена их электроэнергии дешевле нынешних рыночных цен ВИЭ и генерации на ископаемом топливе, к тому же они не зависят от ветра и солнца и поставок газа и угля. Доля топлива в цене электроэнергии АЭС составляет 5-10% против 70-80% у станций на угле и газа.
Об изменении отношения к АЭ наглядно свидетельствуют намерения администрации Джо Байдена выделить $25 млн на расширение доступа ряда стран к безопасной атомной энергии. В рамках проекта Nuclear Futures Package США сотрудничают с Польшей, Кенией, Украиной, Бразилией, Румынией и Индонезией. На выделенные средства правительство планирует проведение мероприятий по пропаганде своей атомной промышленности, включая проведение вебинаров по стандартам и технологиям малых модульных реакторов (SMR).
На полях СОР26 был подписан договор о строительстве американских SMR в Румынии. Ранее договор о намерениях по SMR подписала Польша. Согласно опросам общественного мнения 78% населения Польши поддерживают строительство атомных электростанций.
Правительства Бельгии и Германии твердо (на сегодняшний день!) намерены закрыть свои АЭС, а зажатые между ними Нидерланды объявили, что не только сохранят свою единственную атомную электростанцию в рабочем состоянии, но и построят две дополнительные, на подготовительный этап до 2025 году выделено 500 млн евро. Даже более половины жителей Германии несмотря на многолетнюю интенсивную антиядерную пропаганду считают, что атомная энергия должна оставаться частью их национальной политики в области климата.
Пока в разговорах о возрождении АЭ речь идет о SMR мощностью 60-300 МВт, в мире на разных этапах ведется разработка более 70 таких проектов. При этом малые реакторы имеют в несколько раз большую стоимость строительства в расчете на киловатт мощности, чем большие станции, и производят более дорогую электроэнергию из-за неоптимального использования топлива. Можно с большой долей уверенности предсказать, что строительство SMR станет только первым этапом возвращения атома в большую энергетику. Опыт эксплуатации таких реакторов и обсуждение их недостатков неизбежно приведет к выводам о необходимости строительства мощных АЭС гигаватной мощности, которые способны обеспечить электроэнергией человечество минимум на 300-500 лет при распространенных сегодня реакторных технологиях и до бесконечности при массовом строительстве реакторов следующих поколений.
Борьба против АЭС и строительство ветряков и панелей примерно на полвека задержало естественное развитие мировой энергетики, но никому еще не удавалось изменить законы природы – АЭ возвращается.
Источник: