Трагедия на кузбасской шахте Листвяжная, унесшая жизни 51 человека, может стать отправной точкой для перетряски всей угольной отрасли России. Эксперты считают, что арестом олигарха Михаила Федяева, а также кузбасских чиновников, дело не закончится, а будут подняты материалы по исполнению президентских поручений от 2010 года, данных после аварии в шахте «Распадская». Вот там уже полетят головы не регионального, а федерального масштаба. Но и сам по себе арест Федяева — фигуранта списка Forbes, крупного игрока на рынке в регионе, где даже губернатор имеет отношение к угольному бизнесу, — это уже сигнал.

15 декабря 2021 года Следственный комитет РФ официально подтвердил, что, помимо гендиректора «СДС-Уголь» Геннадия Алексеева, техдиректора Антона Якутова, главного инженера ООО «Шахта «Листвяжная» Анатолия Лобанова, фигурантом уголовного дела стал и основной собственник шахты — глава совета директоров АО ХК «СДС-Уголь» Михаил Федяев. Олигарху вменяется злоупотребление полномочиями в коммерческой организации, повлекшее тяжкие последствия.

Ранее также фигурантами дела стали ещё пять человек — от директора шахты и его подчинённых до главных государственных инспекторов территориального отдела Сибирского управления Ростехнадзора.

Федяев отправлен в СИЗО, где он пробудет под арестом два месяца. Само же расследование уголовного дела продолжается.

Фигуранты своей вины не признают.

Справка: 25 ноября 2021 года на кузбасской шахте «Листвяжная», которая входит в дивизион АО ХК «СДС-Уголь», произошёл взрыв метана. Следствие указывало на то, что причиной трагедии могли стать грубые нарушения техники безопасности и системы оплаты труда, которые фактически принуждали горняков рисковать жизнью. Как ранее сообщало ИА REGNUM, в апреле 2021 года в ходе одной из проверок было выявлено 139 нарушений. И это лишь малая часть айсберга.

Читайте также: Последует ли наказание за ад в «Листвяжном»?

На совещании по ЧП на шахте «Листвяжная», в котором принимал участие и Федяев, президент России Владимир Путин прямо спросил у него: «Совет директоров как-то следит за тем, что происходит в сфере безопасности, или только деньги считает?»

На это Федяев начал оправдываться, что на средствах защиты и безопасности не экономили, добавив, что «человеческий фактор всё это перечеркнул».

Скажем так, сомнительное оправдание для президента холдинга, который занимает свой пост с 2007 года. Особенно оно удивляет после изучения результатов проверок федяевских шахт и прочих угольных активов. На минуточку — все результаты находятся в открытом доступе, и сам Федяев имел возможность с ними ознакомиться. Даже если бы (а вдруг!) кто-то от него что-то скрывал.

Взять хотя бы актив «СДС-Угля» — ООО «Шахтоуправление «Майское», которое также занимается добычей угля в Кузбассе. По данным ФГИС «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий», данную фирму, созданную в 2006 году, проверяли почти 100 раз. Нарушений в разные годы была выявлена масса. Вот лишь несколько: «эксплуатация объекта без разрешения на ввод объекта в эксплуатацию», «нарушение требований промышленной безопасности», «на опасном производственном объекте «Участок отвала пород» отвалообразование ведется с отступлением от проектной документации» и так далее.

Читайте также: Шахта «Листвяжная» платила горнякам рисками, а хозяевам – миллиардами?

О Федяеве и его активах

Холдинговая компания «СДС-Уголь» не просто один из множества игроков рынка, а третий по объёмам добычи угля в России. Он же входит в топ-3 крупнейших российских экспортеров угля. Общие запасы оцениваются в 2,1 млрд тонн.

«СДС-Уголь» — это часть дивизиона группы «Сибирский Деловой Союз» (СДС). В 2020 году угольный холдинг получил 5,7 млрд рублей выручки, а шахта «Листвяжная» — 9,4 млрд рублей.

Сам по себе холдинг — это огромный бизнес-спрут, раскинувший свои щупальца не только по Кузбассу, но и в Новосибирской области, Алтайском, Красноярском, Приморском краях. У холдинга — десятки угледобывающих компаний, портовые активы, обогатительные фабрики, торговые центры, предприятия химпромышленности и производители минеральных удобрений, машиностроительные активы, агропредприятия, парочка водочных заводов, молочный комбинат, доли в десятке СМИ Кузбасса, медицинская компания, база отдыха, развлекательные комплексы, десяток строительных компаний, страховая фирма и многое-многое другое.

На верхушке этого спрута стоит Михаил Федяев — основатель холдинга, который он создавал с теперь уже бывшим депутатом Госдумы от Кемеровской области Владимиром Гридиным. Сейчас Федяев не только президент холдинговой компании «Сибирский деловой союз», но и главный бенефициар.

Михаил Федяев в списке Forbes «200 богатейших бизнесменов России — 2020» занимает 177-е место с состоянием 550 млн долларов США. Его сын Павел — депутат Госдумы от «Единой России».

В открытых источниках биография олигарха довольно скудна. Известно, что он — уроженец города Прокопьевска Кемеровской области, окончил Кузбасский политехнический институт по специальности «Автомобили и автохозяйство». Бизнесом занимается с 1990-х, был руководителем представительства компании «МирИнвест».

На сайте холдинга указано, что Федяев был инициатором создания в Кузбассе профессионального волейбольного клуба и с тех пор содержит клуб, поддержку которому оказывают власти региона. С мая 2017 года Михаил Федяев также входит в состав комиссии Международной ассоциации бокса по Всемирной серии бокса. Помимо этого, Федяев — почётный гражданин Кемеровской области. Есть у него и ряд наград, в том числе высшая награда области — «Герой Кузбасса», которую ему вручили ещё при прошлом губернаторе Амане Тулееве.

Напомним, когда холдинг в 90-х приобретал угольный разрез «Черниговец», поговаривали, что это происходило при поддержке «губернатора Кузбасса Амана Тулеева».

Что касается юрлиц, где Федяев отметился лично, а не через холдинг, то в ЕГРЮЛ таковых девять, в том числе московское ООО «Азот Инвест», кемеровское «Востокинвестуголь», которым он владеет сообща с Владимиром и Андреем Гридиными. Помимо этого, за Федяевым числятся доля в ООО «Торгово-развлекательный центр «Томь», которым он с 2020 года владеет с другим олигархом из Forbes — Романом Троценко (главой правления совета директоров «Корпорации АЕОН»), доля в морском порте Суходол в Приморье (совладельцы — Владимир Гридин, АО «РЖД-Инфраструктурные проекты» и АО «Центр развития портовой инфраструктуры»).

Читайте также: Новый порт на Дальнем Востоке – кто снимет сливки с проекта?

Среди бизнес-партнёров Федяева также крупный кемеровский бизнесмен — Светлана Рыбальченко.

А что дальше?

Политолог Марат Баширов в комментариях ИА REGNUM на арест Федяева отметил, что «лоббисты от угольщиков просто осаждали Минэнерго и Ростехнадзор», а в регионе — «была и есть паника».

»Это дело будет масштабным. Пока арестовывали только малозначащих сотрудников — и вот теперь заход с головы. На скамье подсудимых в итоге окажутся и предприниматели, и госслужащие», — добавил он.

Напомним, после трагедии на «Листвяжной» прошли массовые проверки угледобытчиков и буквально за первые дни было выявлено более 600 нарушений. Помимо этого, всю осень на разных шахтах то там, то здесь происходили ЧП. Повезло, что без жертв.

На фоне происходящего довольно блекло выглядит кузбасский губернатор Сергей Цивилёв, супруга которого является топ-менеджером и бенефициаром угольного холдинга «Колмар Груп». Ранее Цивилёв сам был «топом» актива, но выбрал губернаторское кресло и передал долю супруге.

Читайте также: Шахтёры Кузбасса шлют сигнал SOS Путину: а что губернатор Цивилёв?

Добавить в копилочку «заслуг» губернаторства Цивилёва ситуацию с другими шахтами, например «Алексиевской», и картина ещё более печальна.

Управлять регионом — это вам не только собственной жене за заслуги медальки «за служение» на грудь вешать. Особенно управлять таким стратегическим регионом, как Кузбасс.

Читайте также: Губернаторская семья расширяет бизнес – Цивилёвы замахнулись на Шерегеш?

Источник: iarex.ru