Объединение двух крупных нефтехимических компаний стало одним из самых громких событий нынешнего года в российской энергетике. Почти сразу же начались разговоры о том, какой стороне это выгоднее и кто стоит за сделкой. Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК) анализирует ситуацию в специальном материале для ИА REX.

В официальном пресс-релизе было отмечено, что создание объединенной компании позволит повысить устойчивость нефтегазохимического бизнеса и конкурентоспособность на мировом рынке. СИБУР, крупнейший в России производитель нефте- и газохимии, серьезно нацелился на работу на международном направлении. Для компании сделка с ТАИФ в данном случае настоящий прорыв.

В новой компании акционеры АО «ТАИФ» получают долю в 15% взамен на передачу контрольного пакета акций группы. Передача акций татарской компании также отразится и на количестве акций в самом СИБУРе. Самым большим пакетом акций в СИБУРе владеет долларовый миллиардер Леонид Михельсон, второй по величине пакет находится в руках еще одного миллиардера Геннадия Тимченко. В результате сделки доли владельцев гиганта должны, очевидно, снизиться. Например, доля Леонида Михельсона упадет с 36% до 31%, Геннадия Тимченко с 17% до 14,45%, компании СОГАЗ с 12,5% до 10,625%, действующего и бывшего топ-менеджмента СИБУРа с 14,5% до 12,325%, а китайских Sinopec и «Фонд Шелкового пути» — с 10% до 8,5%.

Взаимовыгодное поглощение

Компании выпустили совместное заявление, в котором указали, что «после завершения всех инвестиционных проектов, находящихся в стадии реализации, объединенная компания войдет в топ-5 глобальных лидеров по производству полиолефинов и каучуков». ТАИФ привнесет в линейку поликарбонат, фенол, сэвилен. Уже к 2025 году совместная компания планирует занять 80% в российском производстве этилена, увеличив на 4–5 процентных пунктов свою долю на мировом рынке.

Очевидно, что после объединения СИБУР превращается в лидера или даже монополиста на российском рынке нефтегазохимии. После завершения всех текущих инвестиционных проектов компания должна войти в пятерку глобальных мировых лидеров по производству полиолефинов (8 млн тонн) и каучуков (1,2 млн тонн).

Улучшаются возможности для импортозамещения и для экспорта. СИБУР считает, что общая мощность компании по основным продуктам нефтехимии превысит 7,2 млн т в год. В общем, продукция и возможности ТАИФ значительно разнообразят линейку СИБУРа, усилив его позиции в том числе и на международном уровне.

Председатель правления ПАО «СИБУР Холдинг» Дмитрий Конов считает, что уникальный продуктовый портфель и технологии ТАИФ помогут компании после объединения успешно реализовать амбициозную программу роста. Казань и Нижнекамск на протяжении многих лет были одними из центров еще советской нефтегазохимической промышленности, так что можно предположить, что СИБУР присматривался к ТАИФ довольно давно. Но только сейчас наступил идеальный момент для сделки, чем СИБУР мгновенно воспользовался.

Почти сразу после объявления сделки эксперты стали говорить, что она похожа на поглощение. Что вполне объяснимо, учитывая вес обеих компаний. Однако, и ТАИФ сделка была необходима.

Достаточно взглянуть на доходы компаний, которые входят в холдинг. Нельзя сказать, что дела у них в последние годы шли хорошо. Например, в 2020 году «Нижнекамскнефтехим» получил прибыль в 4,4 млрд рублей, хотя в предыдущем году она составляла в несколько раз больше (23,7 млрд рублей в 2019 году и 24,2 млрд рублей в 2018 году). Несколько лучше, хотя тоже неважно, обстояли дела у другой компании холдинга, ПАО «Казаньоргсинтез». В 2020 году составила 8,6 млрд рублей, что не намного ниже того, что компания заработала в 2019 году (11,6 млрд рублей), зато существенно ниже того, что было в 2018 году (19,9 млрд рублей).

Помимо снизившихся доходов, очевидно, снизилась и поддержка местных властей. Главными акционерами ТАИФ являются дети могущественного президента Татарстана Минтимера Шаймиева, Радик и Айрат Шаймиевы. Его уход с должности не мог рано или поздно не сказаться и на бизнесе сыновей, которые, тем не менее, в 2019 году вошли в список Forbes и были признаны самыми богатыми жителями Татарстана. Состояние каждого из братьев оценивалось примерно в 1,3 миллиарда долларов. В то время как в СИБУРе главными акционерами являются Михельсон и Тимченко, чье влияние не нуждается в разъяснениях.

В общем, в данной ситуации ТАИФ не имел права медлить. Так что сделку можно назвать выгодной для обеих сторон. Татарская компания получает пакет акций новой совместной компании, который совершенно точно выгоднее того, что она имела ранее, особенно в тревожные времена коронавируса. Иными словами, ТАИФ скорее всего пошел на сделку не от лучшей жизни, а в итоге компании удалось остаться на плаву и с высоко поднятой головой.

2 плюс 2 равно минус 1

В сделке двух частных компаний есть и третий игрок, сама Республика Татарстан. Местные власти заявили, что сделка положительно скажется на развитии региона и даже позволит увеличить количество рабочих мест. А также по увеличению производимой продукции, а следовательно, увеличению средств, отчисляемых в местный бюджет. Председатель совета директоров ТАИФа Альберт Шигабутдинов даже спрогнозировал рост поступлений в консолидированный бюджет Татарстана до 50 млрд рублей в год к 2030-му.

Однако, в плане налогов все может оказаться не так однозначно. Никто не может гарантировать, что Республика Татарстан не потеряет крупного налогоплательщика в виде ТАИФ. СИБУР вполне может задуматься о том, чтобы оптимизировать издержки, как управленческие, так и финансовые.

Из оставшихся под контролем Татарстана компаний можно выделить, например, «Татнефть», которую наверняка теперь ждут непростые времена и отношения с СИБУРом. А ведь когда-то ходили слухи о возможном объединении «Татнефти» с ТАИФ.

Иными словами, в сделке между двумя частными компаниями в проигрыше может оказаться лишь третья сторона.

Михаил Валикян, корреспондент ИРТТЭК

Источник: iarex.ru