В ближайшие несколько лет крайне маловероятно, что какие-либо шаги государства смогут сделать НПФ более привлекательными. Слишком свежа память о том, как расхищались средства граждан в конце нулевых-начале десятых годов и отсутствие реальных сроков за мошенничество с пенсионными накоплениями. Поэтому основная причина непопулярности НПФ именно в недоверии.
Вторая причина кроется в менталитете. Нынешние пенсионеры и люди предпенсионного возраста не понимают, как пенсию может выплачивать какая-либо отличная от государства структура, поэтому предпочитают не рисковать собственными средствами. Третьей причиной можно назвать отсутствие доходности, которая могла бы покрыть хотя бы инфляцию, но это больше следствие непрозрачности управления капиталом.
НПФ преподносятся как крайне консервативная история, поэтому доля акций в их структуре и не должна быть большой. Другое дело, что подход к инвестированию средств в первую очередь должен определяться управляющей компанией и составом трейдеров, если речь идет о добросовестном управлении фондом, а не сокрытии доходной части.
НПФ неоднократно просили предоставить им право разносить убытки по счетам клиентов по НПО на годовом периоде. Первое, для чего это нужно – это повышение прозрачности управления, но в идеале будет необходим отчет о вложениях и их динамика. Важно, чтобы у инвесторов была возможность получить необходимую для них информацию. Второй момент – при выборе стратегии управления счетом клиент должен понимать, что чем больше риск, тем больше может быть как прибыль, так и убыток по счету, и увеличение доли акций или рисковых высокодоходных облигаций, в том числе в валюте – это и есть повышение уровня риска. Основной проблемой все равно будет являться
Если же говорить о том, во сколько госгарантии обойдутся клиентам НПФ, то в целом, все относительно просто. Граждане просто будут получать чуть меньший доход до тех пор, пока Фонд гарантирования пенсионных резервов не достигнет 5% от суммарных активов Негосударственного пенсионного обеспечения. Базовая ставка до достижения этого показателя – 0,1% от обязательств НПФ по НПО, после достижения – 0,0125%. Само собой, что выплачиваться это будет из доходов по операциям НПФ.
Будет ли система гарантирования распространяться только на новые договоры или затронет и действующие, ответ тоже прост. Согласно законопроекту «О системе гарантирования прав участников (СГПУ)», «НПФ, имеющий лицензию на день вступления в силу закона, ставится на учет в СГПУ путем внесения его Агентством по страхованию вкладов (АСВ) в реестр фондов-участников… в день вступления в силу закона». Другими словами, все НПФ, которые работали до принятия данного законопроекта, будут работать по новым условиям. Что касается «сгоревших» НПФ, то накопительная часть пенсий автоматически переходит в ПФ РФ.
_________________________
Николай Переславский,
Сотрудник департамента экономических и финансовых исследований,
CMS Institute
Источник: