Наращивание государственных инвестиций требует все больше средств, основным источником которых в России остаются экспортные отрасли. В этом году уже были повышены экспортные пошлины для металлургов. Сейчас правительство рассматривает новую «донастройку» налоговой системы, в том числе для нефтегазового сектора. Постоянное изменение налогового законодательства в угоду сиюминутным интересам грозит окончательной утратой инвестиционной привлекательности российской экономики, а новые налоги на производителей сырья в конечном итоге будут переложены на потребителей, предупреждают эксперты Института развития технологи ТЭК (ИРТТЭК) в специальном материале для ИА REX.
В правительстве обсуждается так называемая донастройка налоговой системы, которая должна приносить в бюджет дополнительно 400 млрд рублей ежегодно в 2022–2024 гг., сообщают «Ведомости» со ссылкой на источники в правительстве. 90 млрд рублей из этой суммы планируется получить от нефтяных компаний за счет «корректировки и расширения» режима налога на дополнительный доход (НДД).
Дополнительно полученные средства планируется направить на финансирование «стратегических инициатив правительства». Напомним, что новая стратегия социально-экономического развития предполагает работу над проектами по пяти крупным блокам: «Новая высокотехнологичная экономика», «Агрессивное развитие инфраструктуры», «Новый общественный договор», «Клиентоцентричное государство», «Национальная инновационная система». По сведениям газеты «Известия», Минэкономразвития отобрало 38 суммарной стоимостью 5,6 трлн рублей, которые сейчас дорабатываются с участием деловых объединений и экспертов.
В прошлом году правительство уже меняло правила налогообложения нефтяной отрасли, когда, не дождавшись завершения эксперимента с введением НДД, начало «корректировать» его параметры. Тогда это мотивировалось недобором средств в бюджет. По оценке Минфина, в результате перехода на НДД казна недосчиталась около 200 млрд рублей.
«Концепция НДД – это долгосрочное изменение налогового регулирования отрасли с целью поддержать ее устойчивое долгосрочное развитие. Изначально он и должен был привести к падению бюджетных поступлений. Что должно было получиться, то и получилось, и говорить на этом основании, что система не работает, нужно все вернуть и еще доначислить сверху – это просто развернуть реформу обратно. Очередной повод для недоверия налоговому регулированию. Это очень плохо для инвестиционного планирования», – недоумевал тогда в разговоре с ИРТТЭК главный стратег УК «Универ Капитал» Дмитрий Александров.
По подсчетам Татьяны Сафроновой из «НААНС-Медиа», всего российская нефтегазовая отрасль пережила восемь этапов налоговых реформ. В прошлом году крупнейшие нефтяные компании страны во главе с «Роснефтью» направили президенту письмо, в котором просили хотя бы на время прекратить эти эксперименты. Тем более что само же правительство в своих официальных документах тогда отмечало, что за 23 года система налогообложения нефтяной отрасли менялась 11 раз и никакое долгосрочное планирование в таких условиях немыслимо. Однако это не помешало провести 12-ю реформу и сейчас обсуждать 13-ю. При этом руководство страны настаивает на увеличении инвестиций, угрожая в случае невыполнения… очередным повышением налогов.
Кроме того, что постоянное переписывание налогового законодательства плохо влияет на инвестиционный климат, есть и еще один аргумент против повышения сборов с производителей – любой налог они в конечном итоге переложат на конечного потребителя. В случае с нефтянкой это выльется в рост цен на топливо, который в итоге почувствуют на себе не только автомобилисты, но и все остальные, ведь продукты в магазин доставляются тоже автотранспортом.
Доля налогов в цене бензина в России и сегодня, по данным Федеральной антимонопольной службы, около 65% (по некоторым оценкам, даже больше). Для сравнения, в среднем по Евросоюзу эта цифра составляет 62%. Получается, что одной рукой правительство борется с подорожанием топлива, угрожая ввести запрет на экспорт бензина и заморозить цены. А другой – готовит базу для их дальнейшего роста.
Источник: