Вопрос необходимости создания новой системы поддержки инвестиций – это скорее риторический вопрос, вряд ли на него найдется подобающий ответ. Какой смысл заново создавать какие-то новые регламенты, условия, принимать решения, повышающие в разы количество бумажной волокиты – не совсем понятно. Особенно с учетом того, что таких программ и так было создано несколько – от венчурных фондов с госучастием до грантов.
Единственным реальным мотивом создания новой системы видится скоро упразднение тех институтов, которые существовали до принятия этой инициативы. Институты развития не показали абсолютно никакой эффективности, поэтому постепенно начинают уничтожаться властью. СПИКи и СЗПК могут спокойно существовать как внутри какого-либо свода правил, так и без него, поскольку поддержка таких историй – это правильное и нормальное явление для государства в его текущем положении. Но непонятен другой аспект.
Выделенные Белоусовым еще в апреле пять ключевых элементов – это и без каких-то спецправил те действия и информация, которую должны предоставлять и инвестор, и руководство региона, и руководители проектов. Инвестиционные цели, алгоритмы действий, службы «одного окна» — это и так должно быть не только в каждом крупном инвестпроекте, если речь о первых двух пунктах, но и в каждом регионе, если разговор о пункте №3. Почему это нужно выделять отдельным документом – непонятно. Разве что региональные чиновники совершенно не имеют понятия о том, как проводить анализ инвестпроекта и выделять его плюсы и минусы для региона, а также каким именно образом нужно посодействовать бизнесу для реализации.
Иностранные вложения в Россию сейчас – это пока что, по сути, закрытая тема из-за санкционной повестки и массы вопросов у Запада по политическим действиям власти, в том числе это касается и дела Калви. Поэтому надеяться на то, что от одной принятой инициативы резко возрастет количество инвесторов в проекты на территории РФ, не стоит, особенно в период пандемии. К тому же все больше индикаторов указывают на то, что финансовый кризис может продлиться еще как минимум на год-два, поэтому большинство крупных инвестиционных холдингов предпочтут или вкладываться в действующие проекты, или оставить денежные средства про запас.
_______________
Михаил Коган,
Руководитель отдела аналитических исследований,
«Высшей школы управления финансами»
Источник: