IТ-директор Московского Кредитного Банка (МКБ) Алексей Карпунин и HR-директор банка Алена Ефремова вместе с коллегами рассказали о первом этапе реализации проекта IТ-академии, конкуренции на рынке IТ за квалифицированные кадры, а также о необходимости растить кадры самостоятельно.

    Алексей Карпунин

    Алена Ефремова

 

 

1/2

Не хватает IТ-специалистов? Обучайте!

Ни для кого не секрет, что на рынке IТ идет нешуточная конкуренция за квалифицированные кадры. Компании развиваются, внедряют новые технологии, развивают цифровые продукты, а значит, потребность в IТ-кадрах постоянно растет. Можно, конечно, увеличивать фонд оплаты труда, перекупать сотрудников, тратить существенные ресурсы на подбор. А можно вырастить таких сотрудников самостоятельно. Так родилась идея создания IТ-академии в МКБ.

«Возрастающие как по объему, так и по сложности задачи IТ-блока требуют постоянного притока новых мотивированных специалистов. Так было принято решение о создании собственной учебной программы в банке», — рассказывает HR-директор МКБ Алена Ефремова.

Работа предстояла колоссальная: необходимо было разработать программу обучения, определить критерии отбора, найти потенциальных кандидатов и провести тщательный отбор. Также нужно было запустить теоретические и практические занятия. И все это в очень ограниченный срок — пять месяцев. 

«За пять месяцев, с сентября 2020 года, команде под руководством Алексея Карпунина удалось запустить и завершить процесс обучения. А именно разработать программу, провести тщательный отбор стажеров, обучить их теории и проверить на практике», — объясняет Ефремова.

Подбор кандидатов

Для начала необходимо было определить критерии, по которым планируется отбирать кандидатов на рынке. Эта задача легла на IТ-подразделение кредитной организации. Центр компетенций дистанционных каналов обслуживания банка (ЦК ДКО) определил три категории подходящих специалистов: 

• специалисты без опыта работы: студенты профильных вузов, а также непрофильных, но желающие связать свою жизнь с IТ; 

• специалисты, знакомые с темой IТ, работающие в смежной отрасли: тестировщики, разработчики, пишущие код на другом языке. У таких потенциальных сотрудников есть базис, который требуется наращивать; 

• айтишники, которые прошли уже курсы по интересующей банк специализации и имеют опыт в разработке. 

«Из-за того, что первый этап реализации IТ-академии МКБ запускали в строгих временных рамках и были нацелены на максимальную результативность, резюме стажеров из первой группы мы в этот раз не рассматривали», — рассказывает руководитель ЦК ДКО Евгений Новиков. 

Других ограничений, например по возрасту стажера или региону его проживания, не было, так как все занятия планировалось проводить онлайн, да и большая часть IТ-подразделения работает удаленно.

Потенциальных стажеров IТ-академии МКБ искали как с помощью сарафанного радио, так и в профильных онлайн-сообществах: в чатах в Telegram и на профессиональных форумах. Опыт первой волны подбора показал, что необходимо расширять количество каналов привлечения кандидатов. В ближайших планах у академии — развивать партнерские отношения с онлайн-курсами, где готовят IТ-специалистов.

«Дело не в возрасте, а в желании учиться, нам важна нацеленность кандидата на результат и его способности. При этом квалификации и опыта стажеров должно быть достаточно, чтобы совместно с высококвалифицированными действующими кадрами МКБ давать отличный результат», — говорит Алексей Карпунин.

Индивидуальный план развития, наставничество и парное программирование

После прохождения отбора всем успешным кандидатам, которых на первом этапе набралось 23, предстояло пройти программу обучения, состоящую из трех этапов, на каждый из которых отводится месяц:

• теоретическая подготовка, план которой составлен в зависимости от компетенций стажера, с последующим выполнением им квалификационного задания;

• работа с наставником из числа сотрудников центра компетенций IT МКБ;

• «высадка» в команду, когда стажер подключается к реализации небольших задач из «боевого» бэклога МКБ.

Из-за того, что отобранные для прохождения обучения кандидаты оказались очень разными по бэкграунду, знаниям и опыту, для каждого из них был составлен индивидуальный план обучения. Это касается как теоретических занятий, так и практики.

Один из самых интересных этапов обучения — работа с наставником. Стажер погружается в практическую работу способом так называемого парного программирования, когда наставник, выполняя свои ежедневные рабочие обязанности, включает стажеру демонстрацию своего рабочего экрана в режиме онлайн. Наставник пишет код, стажер наблюдает за процессом и задает вопросы. На следующий день они меняются местами: стажер программирует, а наставник наблюдает и подсказывает. «Данный подход не отрывает наставника от производства, а стажер погружается в процесс и знакомится с конкретными продуктами, которые разрабатываются в банке», — объясняет Новиков. 

Результат — 23 новых сотрудника

«Абсолютно все отобранные кандидаты первой волны программы IТ-академии МКБ успешно прошли испытания и зачислены в штат банка, ¬— отмечает Алексей Карпунин. — Обучение подойдет тем, кто захотел поменять сферу деятельности и уже приступил к изучению программирования, тем, кто переходит с одного стека технологий на другой, кто хочет связать свою профессию с IТ и ищет способы достижения этой цели независимо от возраста, предыдущего опыта и, главное, открыт для новых знаний. В любом случае, выпускникам обеспечен хороший опыт, работа на «боевых» проектах в команде опытных специалистов и полезные знакомства».

Что касается ожиданий от проекта — IТ-директор МКБ считает, что они оправдались и даже чуть-чуть больше. И конечно, это результат слаженной работы IТ-департамента и HR-департамента.

«Наши ожидания оправдались на 110%, — подчеркивает Карпунин. — Из моего опыта обучения стажеров в других компаниях я знал, что процент выпуска готовых специалистов колеблется от 50% до 80% и зависит от качества кандидатов, отобранных на стажировку. Самый главный итог нашего первого выпуска — все принятые на стажировку сотрудники прошли все этапы обучения и начали свою деятельность в «боевых» командах, все приняты в штат МКБ». Безусловно, успех является результатом серьезной работы команды МКБ, как со стороны IТ, так и со стороны HR.

В итоге банк получает хороших лояльных сотрудников, а новые сотрудники — колоссальный опыт, который не дадут ни одни курсы. 

Будущее проекта

Уже сейчас запущен набор второго потока кандидатов для IТ-академии МКБ. В этот раз она расширяет базу знаний, и предполагается, что будет работать постоянно.

«Сейчас мы запустили набор второго потока IТ-академии, убедившись в жизнеспособности своей концепции. В этот раз академия расширяет базу знаний и, кроме разработчиков, набирает аналитиков, тестировщиков и других специалистов. Теперь академия будет работать постоянно, но выпуски станут не такими многочисленными. По пять — восемь человек в месяц проще включить в команду, чем 23 стажера в квартал», — рассказал Евгений Новиков. По его словам, банк в следующие наборы будет рассматривать и начинающих специалистов. 

    Логотип

    Матрица

    Символы

 

 

1/3

Life story

Мы попросили выпускников рассказать о том, как они попали в IT-академию МКБ, учились в ней и какие впечатления получили в итоге.

Артем:

— Я один из тех ребят, которые пришли в разработку из администрирования. У меня за плечами уже имеется многолетний опыт работы. Но, как это иногда бывает, я стал жертвой сильнейшего выгорания. С учетом сложившихся обстоятельств и имеющихся обязательств было принято очень непростое решение о смене деятельности и переходе в давно любимую мной разработку. 

Попал же в академию я через банальное размещение резюме на одном из ресурсов для поиска работы. Я хотел поработать в финансовом секторе: было интересно узнать, что происходит по ту сторону экрана банковского приложения и как вообще функционирует такая огромная «машина». Мне посчастливилось, на меня вышел специалист по подбору персонала из МКБ. 

Набор в академию предполагает, что вновь прибывший сотрудник получает определенный грейд, в соответствии со своим опытом и багажом знаний. Дальше подбирают индивидуальный план обучения, и начинается наработка практических навыков вместе с наставником. Каких-то сильных сложностей за время обучения я не испытывал. Напротив, было время в спокойном режиме подтянуть свои знания и закрыть пробелы. Если вдруг возникали какие-то вопросы, их всегда можно было обсудить с коллегами, в том числе и с более опытными разработчиками и наставниками.

Погружение в рабочие процессы происходило очень плавно, мне оказывали всестороннюю поддержку и были внимательны ко мне с первого дня работы. У нас проводились регулярные встречи, на которых можно было задать любой, даже самый неудобный вопрос и получить на него прямой ответ. Наставники всегда находили время для консультаций и терпеливо передавали бесценный опыт.

Рафик:

— Об IТ-академии МКБ мне рассказал мой знакомый Артем, который работает в банке. Мы с ним работали в одной компании до этого, в принципе, как и сейчас. 

Артем объяснил мне, как устроен процесс обучения. Я отнесся скептически: подумал, что такого не может быть, чтобы дали материал для изучения, выделили оплачиваемое время, да еще и ментора назначили. Но я пошел учиться в академию и убедился в этом сам уже на месте. Материала дают очень много, как базового, так и более сложного. Практика с наставником помогает новичкам освоиться быстрее и начать работать уже над «настоящими» проектами. 

В целом у меня не было сложностей в обучении: изучай да выполняй задания и работу над ошибками. Правда, со сложным моментом я все-таки столкнулся. Когда меня взяли на рефакторинг одного проекта, нужно было переделать весь интерфейс приложения, и мне для этого не хватало некоторых знаний. Я не знал, как лучше спроектировать и какие инструменты выбрать для комфортной разработки фронтенда. Поизучав пару дней возможные решения, я определил для себя лучшее, обсудил с куратором и приступил к реализации.

Каждый из нас занимался по индивидуальному плану. Если знаний было достаточно изначально, то нужно было подтянуть недостающие компетенции и идти в бой. Если знаний не хватало, то нужно учиться больше. Все просто. 

У нас был один большой поток из более чем 20 человек. Мы периодически общались в общем чате во время обучения. И сейчас, когда нас распределили по командам, у нас есть возможность делиться друг с другом опытом. У нас почти в каждом направлении разработки есть свои ребята, у которых можно поинтересоваться насчет проектов или к которым можно обратиться за помощью.

Источник: finparty.ru