Немного истории. В 2010 году заместитель министра иностранных дел Израиля Дани Аялон вызвал дипломатическое цунами, когда на встрече с послом Турции Ахметом Огузом Челикколем он усадил того перед фотосессией на низкий стул. В следующем месяце оскорбленный посол покинул Израиль. Три месяца спустя высадка израильских коммандос на палубу турецкого судна «Мави Мармара», шедшее к берегам сектора Газа с гуманитарным грузом, привела к человеческим жертвам (было убито 9 пассажиров и 30 ранено) и практически надолго заморозила турецко-израильские отношения. Правда, через 3 года Турция добилась от Израиля денежной компенсации семьям пострадавших в размере 20 миллионов долларов и смягчения экономической блокады сектора Газа.
«Игры в этикет» продолжились нынешним апрелем, когда президент Реджеп Тайип Эрдоган встретился в своей официальной резиденции в Белом дворце в Анкаре с председателем Европейского совета Шарлем Мишелем и председателем Еврокомиссии Урсулой Гертрудой фон дер Ляйен, — напоминает израильская газета Haaretz. Встреча проходила на фоне напряженности между ЕС и Турцией. Что произошло? Во время церемонии Эрдоган и Мишель, усевшись на расставленные заранее кресла, наблюдали, как женщина растерянно оглядывается в поисках для нее стула. Ни один из них не потрудился встать и уступить ей место. Фотографии конфуза немедленно стали вирусными, а премьер-министр Италии Марио Драги назвал Эрдогана «диктатором». Европейская комиссия осудила и Мишеля, и Эрдогана. Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу в оправдание сказал, что рассадка следовала согласованному дипломатическому протоколу.
Можно было бы не обратить на инцидент особого внимания, если бы он не вписывался в «войну оскорблений» между Анкарой и Брюсселем, с угрозами введения санкций против турок за «дестабилизацию» положения в Восточном Средиземноморье. Однако Эрдоган давно понял, что он обладает свободой действий. Более шести месяцев ЕС обсуждает, каким образом отреагировать на бурение Турцией скважин в спорных участках Средиземного моря в поисках газа и нефти, на контроль за которыми претендует Греция. Предупреждения, угрозы и даже переговоры о примирении оказались тщетными. Решения о санкциях переносятся с одного саммита ЕС на другой, а тем вреземлетменем разногласия между странами ЕС углубляются. Даже появление на политической сцене нового президента США и его поддержка требований Европы не заставили Эрдогана отступить от планов освоения придонных месторождений.
Ранее на ИА REX: Греция о самоубийстве Турции: Эрдоган повернул страну против Запада – IN.GR
Эрдоган никогда не осмелился бы играть в эти игры с Россией. И все же после встречи на прошлой неделе с президентом Украины Владимиром Зеленским Эрдоган заявил, что Турция поддерживает Украину в ее противостоянии с Россией, выступает против аннексии Крыма Россией, но стремится к установлению мира в регионе Причерноморья. Известно также о том, что между Турцией и Украиной заключен ряд соглашений в сфере обороны и производства современных вооружений.
На фоне резко возросшей напряженности отношений с Киевом Россия разместила значительные воинские контингенты в Крыму и на границе с Донбассом. Вслед за этим последовало ограничение коммерческих рейсов между Россией и Турцией до двух в неделю до середины июня, и фактический запрет на туризм в эту страну, предположительно, из-за новой вспышки коронавируса в Турции. Более полумиллиона российских туристов, которые являются основным источником доходов турецкой туристической индустрии, должны отказаться от планов отдыха на курортах Анталии и других мест, а турагентства обязаны вернуть им деньги за предоплаченные путевки.
Ранее Россия дала понять, что Турция уже не «стратегический союзник», а просто «партнер».
Ранее на ИА REX: Зеленский на берегах Босфора
И все же объятья Турции и Украины — не главная причина для беспокойства Москвы. Эрдоган мечтает построить канал, соединяющий Черное море с Мраморным морем, — как замену Босфору. Если эта мечта осуществится, она может встряхнуть регион наподобие землетрясения. Проект, известный как Стамбульский канал, был задуман в 1990-х годах, в основном, из-за перегрузки пролива Босфор, через который проложены коммерческие маршруты по пути из Черного в Средиземное море и обратно. Эрдоган предлагает прорыть «альтернативный» канал, поскольку трафик через него принесет стране десятки миллиардов долларов в год. Сооружение канала создаст десятки тысяч новых рабочих мест, вдохнет жизнь в сфере услуг в бизнесы по берегам канала.
Но Россию беспокоят не столько экономические аспекты плана Эрдогана. В конце концов, это внутренние проблемы Турции. Движение через Босфор регламентируется международной Конвенцией Монтрё 1936 года, которая описывает типы и тоннаж разрешенных к проходу через пролив судов и кораблей. С появлением нового внутреннего канала, соединяющего Черное море с Средиземным, Турция будет иметь единоличное право управлять движением по нему, диктовать условия перемещения грузов, гражданских судов и военных кораблей. Развитие событий в этом направлении явится хорошей новостью для Вашингтона, который, поторговавшись, сможет отправить свои военные корабли в Черное море в обход Босфора, если разразится конфликт с Россией.
Ранее на ИА REX: Эрдоган начал новый тур борьбы по статусу Проливов
Любопытно, что Китай проявил интерес к каналу еще в 2011 году – до того, как эскизы были воплощены на бумаге. По сообщениям турецких СМИ, китайские компании планируют подать четыре заявки на реализацию проекта. Ожидается, что Банк Китая выдаст кредиты на строительство, и Эрдоган, естественно, пойдет навстречу планам Пекина. Эрдоган, обмолвившись, назвал канал своим «безумным проектом». Турция сегодня переживает один из худших экономических кризисов и сталкивается с очередной волной коронавируса, когда в день регистрируется более 50 тысяч новых случаев, что не останавливает президента в его стремлении превратить Турцию в региональную сверхдержаву. Намекая на Россию и США, Эрдоган говорит: «Они пытаются помешать проекту, но, несмотря на их возражения, мы построим Стамбульский канал». Мания величия Эрдогана, точнее, неоосманские амбиции, не знают границ, и всем, кто стоит на его пути, лучше быть поосторожнее. 104 бывших старших офицеров ВМС Турции пытались предостеречь президента в открытом письме от строительства канала, настаивая, что это вызовет дополнительную напряженность в отношениях как с соседями, так и с союзниками по НАТО. Эрдоган ответил предсказуемо: арестовал инициаторов письма.
Некоторые аналитики полагают, что жесткому напору, бесцеремонности и «жестоковыйности» Эрдоган научился у своих южных соседей, переняв трюк со стулом у упомянутого Аялона. Очень похоже, что он копирует в этом отношении Израиль. По Эрдогану «Стамбульский канал» призван укрепить имидж Турции как регионального лидера, и никак не меньше. Помимо всего прочего, это мощный рычаг давления на заинтересованные в судоходстве через пролив Босфор страны. Пролив можно в любой момент под благовидным предлогом закрыть (загрязнение окружающей среды, дноуглубительные работы, протесты населения…). Хочешь попасть из Черного в Средиземное море — и наоборот — плати, а мы еще посмотрим на ваше поведение: разрешить ли…
Источник: