Как только президент США Барак Обама 10 лет назад объявил о решении вывести американский военный контингент из Ирака, на регион тут же обратили пристальное внимание Россия и Китай. Москве было важно остановить расползание террористической угрозы на Кавказ и азиатские страны, а Пекин стремился защитить каналы поставки собственных товаров в Европу и гарантировать стабильный экспорт нефтепродуктов из региона.
Феномен «арабской весны» на Ближнем Востоке привел к резкому усилению влияния различных террористических группировок, что стало угрожать национальной безопасности России, учитывая близость Ближнего Востока к кавказскому региону. В результате уже в 2015 году в Сирии появились части ВКС России, а позже – полноценная военная база. Во всём мире это было воспринято как возвращение России на Ближний Восток, что произошло впервые после окончания холодной войны, отметили эксперты Института международных политических и экономических стратегий РУССТРАТ в своём докладе «Россия и Китай на Ближнем Востоке: партнеры или конкуренты?».
Не менее важное значение регион имеет и для Пекина. Помимо того, что Суэцкий канал соединяет Китай со Средиземным морем и Европой, на Ближнем Востоке добывается значительное количество необходимых Поднебесной энергоресурсов: почти половина завозимых Китаем нефтепродуктов (133 млн тонн) – это углеводороды из ближневосточных стран. Стабильность поставок нефти чрезвычайно важна для Пекина – как прогнозирует Международное энергетическое агентство, к 2030 году китайские предприятия станут главным потребителем нефти в мире и только ежедневный импорт составит 12,5 млн баррелей.
Пока Соединённые Штаты предлагают лишь собственную военную мощь, Россия и Китай увеличивают своё влияние на Ближнем Востоке, вкладываясь в долгосрочные поэтапные проекты и ориентируясь на положительную отдачу от инвестиций, резюмировали в РУССТРАТ.
Источник: