После признания президентом США Джозефом Байденом массовой резни армян в Османской Турции геноцидом, современная Турция может продемонстрировать Вашингтону свое недовольство разными способами. Скажем, может отказаться от заявленного ранее намерения продвигать общие интересы в Сирии или выступить с очередным шагом вопреки мнению НАТО, либо, в конце- концов, признать геноцид индейцев.
Турция категорически отрицает факт геноцида армян, а действия других стран, признающих этот факт считает политическим оппортунизмом и считает, что никто не вправе преподавать им урок их же истории. Анкара не впервые высказывает свое возмущение действиями стран, признавшим геноцид. Признание каждой новой страны вызывало реакцию Турции, но США всегда стояли особняком и им удавалось угодить обеим сторонам: годами, президенты этой страны отказывались произносить слово геноцид, применяя всевозможные синонимы.
Почему же признание президентом США было так важно для американских армян? В первую очередь потому, что там проживают потомки жертв турецких преступлений, а во-вторых, это позволит возобновить процесс компенсаций на основании исков по страховым полисам. В начале 2000 годов начался процесс выдачи компенсаций компанией New York Life Insurance Company, но большая часть требований была отклонена из-за недостаточности фактов. Такая же история была со французской компанией AXA.
Стоит ли ожидать, что признание президентом США геноцида повлечет за собой признание этого факта самой Турцией? Конечно же нет. Более того, это также не отразится на позиции Израиля, который не столько из-за дружбы с Турцией, сколько из-за боязни потерять свою эксклюзивность в трагедии не признает геноцид.
Конечно же, признание Турцией ответственности за совершенные ранее преступления даже спустя 100 лет было бы справедливым по отношению к народу, представители которого веками жили бок о бок, как турки сами выражаются, с османами и даже «принимали участие в исторических событиях, таких, как например, взятие Константинополя в 1453 году».
Справедливым было бы также открыть границу, вовлечь армян в транзитные проекты, разрешить пользоваться турецкой инфраструктурой по льготным тарифам, то есть вывести страну из изоляции и способствовать ее развитию.
Что касается возможных территориальных претензий, которых опасается Турция, то этого произойти не может, поскольку на землях Восточной Анатолии, где компактно проживали армяне, сегодня также компактно проживают курды. В некоторых городах Восточной Анатолии большинство составляют турки и азербайджанцы. Даже если перейти в область фантастики и представить, что эти земли перейдут в качестве компенсации армянам, то сложно себе представить, что армянское моноэтническое государство с 30-летним стажем сомнительного управления возьмется руководить новыми подданными, которые, кстати, по численности вдвое будут превосходить государствообразующую нацию.
Требовать репарации от Турции — это самое очевидное, что может сделать Армения. Об этом еще год назад заявил спикер парламента Армении. «Она должна примириться с собственной историей, признать факт Геноцида армян и предоставить справедливые репарации», — сказал армянский спикер. Только дело в том, Турция не видит проблемы с собственной историей, ей не с чем примиряться. Она постоянно говорит о готовности сесть и обсудить исторические, трагические события периода Первой мировой войны. Может действительно пришло время обсудить общую историю в рамках одной комиссии, с привлечением международно-признанных историков, специалистов. Есть страны, у которых с соседями не менее сложная и трагическая история, но они встречаются и обсуждают вопросы, критикуют, идут на конфликт, но это совсем другое и несопоставимо с отдельными выступлениями политиков и специалистов, разбросанных по времени и географии.
Если бы в свое время, когда были подписаны турецко-армянские протоколы о налаживании отношений, армянская сторона не акцентировала бы на первоочередном открытии границы и не возражала бы против создания комиссии историков, возможно, тема геноцида армян была бы уже не столь табуирована в Турции.
Армяне, веками живущие рядом с тюрками, должны были бы уже понять, что Турция — это не Германия, от которой потребовали и она, приняв свою вину, выплатила репарации еврейскому народу. Турки – восточный народ, с ними нужно договариваться. Армянам, на стороне которых мировое сообщество, ничего не стоит поднять архивные документы и ознакомиться с турецкими источниками. Это вовсе не означает, что события 1915 года ставятся под сомнение. Северная Македония, к примеру, не сомневается в своей правоте поэтому и ведет переговоры с Болгарией в рамках исторической комиссии, где споры об общем прошлом и темных станицах истории способствуют еще большему распространению правды.
Источник: