Руководитель энергетического ресурса BiznesAlert Войцех Якобик рассказал Институту развития технологий ТЭК (ИРТТЭК), каких решений стоит ждать от альянса ОПЕК+ и какие выводы европейская энергетика должна сделать из недавней блокировки Суэцкого канала. Материал подготовлен специально для ИА REX.

Страны-участницы ОПЕК+ согласились постепенно увеличивать добычу с мая по июль, заявив, что спрос будет расти. В то же время мир говорит о новой волне пандемии. Не слишком ли преждевременно решение альянса?

ОПЕК+ ведет политику управляемого хаоса. Его решения сложно предугадать. В марте участники решили заморозить предыдущее соглашение, несмотря на некоторые сигналы, и позволить производителям качать больше нефти. Тем не менее ОПЕК+ собирается ежемесячно и вполне может отменить любое свое предыдущее решение. Цена на нефть растет, но непрогнозируемое поведение производителей мешает независимым поставщикам, таким как США или Норвегия, планировать добычу.

Эксперты много говорят о том, что кризис коронавируса может привести Европу к замедлению развития возобновляемых источников энергии и водородных проектов. Как вы думаете, это реально?

Напротив, из-за коронавируса Европейская зеленая сделка (European Green Deal) станет инструментом восстановления экономики. Уменьшение потребления энергии и ресурсов снизит энергетическую зависимость от внешних поставщиков. Государственная поддержка будет способствовать продвижению новых проектов в области возобновляемых источников энергии и водорода, которые будут иметь широкую поддержку Евросоюза.

Перед лицом растущих рисков в отношении спроса на нефть многие компании будут вынуждены сократить инвестиции в новые нефтегазовые проекты. Как вы думаете, насколько это реалистично, и если да, то куда пойдут инвестиции?

Существует риск того, что некоторые проекты будут отложены. Но в целом единственный ответ – это то, что произойдет консолидация и выживание наиболее приспособленных. Крупнейшие компании мира будут продолжать реализацию своих мегапроектов, даже если спрос на углеводороды не будет расти так быстро, как прогнозировалось. Эта тенденция может привести к огромному избытку предложения и снижению цен на рынках нефти и газа.

К чему готовиться нефтедобывающим странам прямо сейчас, учитывая события прошлого года?

Страны-производители нефти должны уменьшить свою зависимость от доходов от экспорта нефти. В первую очередь Саудовская Аравия и Россия. Им также следует принять какую-то климатическую политику, поскольку общие усилия Вашингтона и Брюсселя затруднят продажу ископаемого топлива. Обсуждения выбросов метана, проект Механизма регулирования углеродных границ (Carbon Border Adjustment Mechanism, CBAM) и других решений продолжаются.

Какие выводы должна сделать мировая энергетика после инцидента в Суэцком канале?

Чем сильнее диверсификация источников поставок, тем выше энергетическая безопасность импортеров углеводородов.

Как блокада Суэцкого канала повлияла на европейский энергетический сектор?

Это событие сильно повлияло на европейский энергетический сектор при том, что блокада была краткосрочным фактором, а европейский рынок в целом достаточно хорошо диверсифицирован. Это еще один аргумент в пользу дальнейшей диверсификации источников углеводородов.

Михаил Вакилян, зарубежный корреспондент ИРТТЭК

Источник: iarex.ru