29 марта Межконтинентальная биржа ICE и государственная нефтяная компания Объединенных Арабских Эмиратов Abu Dhabi National Oil Corporation (ADNOC) запустили торговлю биржевыми и фьючерсными контрактами ICE Murban на сорт нефти Мурбан и производные фьючерсы на сорта Дас, Умм Лулу и Верхний Закум. Первые торги на созданной под эти продукты фьючерсной бирже ICE Futures Abu Dhabi (IFAD) прошли успешно, и создатели биржи не скрывают, что хотят превратить Мурбан в новый бенчмарк для мирового рынка нефти. Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК) изучил перспективы Мурбана стать эталонным сортом. Эксклюзивно для издания ИА REX.
Исполнительный директор по поставкам и торговле ADNOC Халед Салмин в интервью Bloomberg заявил, что цель создания биржи состоит в том, чтобы «убедиться, что Мурбан является глобально свободно торгуемым товаром и позволяет всем людям во всем мире использовать его либо для ценообразования, либо для хеджирования своих рисков». «Это дает дополнительный инструмент, который так долго искал рынок», – сказал Салмин.
Ранее сорт Мурбан был привязан к торговавшемуся на единственной в регионе Дубайской товарной бирже (DME) сорту Dubai Crude. Основой данного сорта служит нефть из месторождений Дубая, Омана и месторождения Верхний Закум в ОАЭ. Общая добыча на этих трех месторождениях составляет около 1,7 мб/с. Как правило, более 1,3 млн б/с этой нефти доступны для свободной торговли на рынке. Цену на Dubai Crude и фьючерсами на оманскую нефть управляет S&P Global Platts.
При этом по методологии Platts цены сортов Мурбан, Оман и Верхний Закум не могли быть ниже, чем цены Dubai Crude, а цены нефти Омана и Верхнего Закума не могли быть выше цены Мурбан. Естественно, что для ADNOC, у которого на Мурбан приходится более половины производства (1,6-1,7 млн б/с), мечтал вырвать свою нефть из-под Dubai Crude. Для этого ADNOC отказывалась устанавливать цены по долгосрочным контрактам исходя из котировок дубайских фьючерсов. Вместо этого компания использовала так называемый ретроактивный механизм – когда цена устанавливается уже после произведенных поставок.
По словам исполнительного директора ООО «Независимое аналитическое агентство нефтегазового сектора» (НААНС-МЕДИА) Тамары Сафоновой, в настоящее время сорт Мурбан оценивается на мировом рынке дороже Dubai, Oman и Верхний Закум, в этой связи логично торговать им отдельно и выделить этот более дорогостоящий сорт из корзины Dubai Crude.
О создании IFAD для торговли нефтью Мурбан было объявлено 11 ноября 2019 года. Одновременно с этим объявлением Высший нефтяной совет Абу-Даби (SPC) заявил, что внедрит новый механизм ценообразования на сорт Мурбан. Суть нового механизма заключается в переходе от ретроактивной и устанавливаемой государством цены продажи к рыночным форвардным ценам с использованием фьючерса ICE Murban в качестве ценового маркера. Запуск торгов намечался на середину прошлого года, но помешал коронавирус.
Создание нового мирового маркерного сорта – сложная задача. У России так и не получилось превратить в маркерный сорт ни Urals, ни поставляемую через ВСТО нефть ESPO blend. Причин много, маркерный сорт обязан обеспечивать не менее 1 млн б/с свободных торгов, иметь развитую торговлю фьючерсами и доставлять клиентам другие удобства. Например, лот на IFAD составляет 1000 баррелей, на СПбМТСБ – 5 тыс. тонн, почти в 35 раз больше (а в 2016 году минимальный лот был установлен вообще в 100 тыс. тонн). И забирать эмиратскую нефть на терминале в Фуджейре положено партиями минимум по 200 тыс. тонн, но «можно договориться» – стороны могут использовать механизм альтернативного процесса доставки (ADP), заранее предупреждают организаторы торгов.
ICE обещает трейдерам возможность хеджировать маржу ближневосточной нефти, а также сравнить стоимость конкурирующих поставок из России, Европы и США с аналогичным качеством Мурбана, используя ряд деривативов против – ICE Brent, ICE WTI, ICE (Platts) Dubai и ICE Low Sulfur Gasoil. У ICE для этого есть все возможности. Контракты, торгуемые в IFAD, будут проходить клиринг в ICE Clear Europe, ведущей клиринговой палате по энергетике, на что ICE Clear Europe получила одобрение самого Банка Англии. IFAD, сообщают организаторы, завершила соответствующие нормативные процессы или анализ, необходимые для обеспечения прямого доступа к торгам из юрисдикций, включая США, Сингапур, Швейцарию, Нидерланды, Францию, Норвегию, Австралию, Японию и Южную Корею.
Потенциальный объем добычи Мурбана оценивают до 2 млн б/с, что составляет примерно половину текущей совокупной добычи ОАЭ. При этом ADNOC пообещал гарантировать как минимум 1 миллион баррелей ежедневного экспорта для поддержки торговли на бирже. По дифференциалам к контракту на Мурбан будут торговаться другие три сорта ADNOC: Дас, Умм Лулу и Верхний Закум с меньшими объемами добычи.
Если торговля пойдет успешно, ADNOC, по информации Platts, планирует довести свою с нынешних 2,5-3,0 млн б/с до 5 млн б/с к 2030 году, при этом сорт Мурбан составит 50% от этих объемов (интересная деталь к вопросу о запасах нефти в Персидском заливе)
Обычно арабские производители запрещали перепродавать свою нефть, на IFAD, к радости трейдеров, такого ограничения не будет. «Это стало первым случаем, когда член ОПЕК в Персидском заливе разрешил свободно продавать и отгружать свою нефть в любую точку мира», – пишет Bloomberg. Тут и до развала ОПЕК недалеко.
Особо выделим объявленное новой биржей дополнение к торговле фьючерсами ICE Murban – запуск производных финансовых инструментов с расчетами наличными. Это должно привести на биржу значительные средства, которые в регионе нередко передаются друг другу в чемоданах. Приходишь с чемоданом долларов и покупаешь танкер нефти – фантастика.
По мнению Вячеслава Мищенко, руководителя Центра анализа стратегии и технологии развития ТЭК РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина, «для того, чтобы контракт, форвард, фьючерс (что угодно) на эту нефть стал эталонным, нужно, чтобы прошло огромное количество времени, и чтобы вокруг него сложился рынок, воспринимающий данный сорт как эталон, маркер».
«Мое мнение, человека, который достаточно давно занимается ценообразованием на рынке физической нефти, заявить о создании маркерного сорта может кто угодно, но, если не сложатся базисы, не возникнет необходимость перехода торговли на новый бенчмарк и трейдеров, и продавцов, и покупателей, никакого рыночного движения у сорта не будет. К тому же должны быть какие-то крупные финансовые игроки, которые этот контракт будут раскручивать», – добавил эксперт.
Другие комментаторы настроены менее скептично. Соучредителем биржи выступила Межконтинентальная биржа ICE, которая управляет фьючерсными биржами ICE в США, Канаде и Европе, в том числе Нью-Йоркской фондовой биржей. Среди партнеров новой биржи девять крупнейших мировых трейдеров: BP, Total, Inpex, Vitol, Shell, PetroChina, южнокорейская GS Caltex, японская Eneos Holdings и таиландская PTT Plc.
К тому же основной для Европы маркерный сорт Brent сдает свои позиции. На месторождениях, формирующих сорт, добывается уже меньше 1 млн б/с нефти, и Платтс предложило с марта 2022 года включить в индекс Dated Brent американскую нефть WTI, устроив комбинацию CIF Роттердам и FOB Северное море. В комментариях пишут, что потребителям данное предложение очень не по душе.
Мурбан будет загружаться на танкеры в Фуджейре. По данным портовых властей, объем хранилища нефти и нефтепродуктов в Фуджейре в этом году превысит 11 млн кубометров, сообщает Platts. В ОАЭ планируют увеличить эту емкость до 17 млн кубометров в течение трех-четырех лет, сказал директор комплекса Салем аль-Хамуди.
ADNOC вложит $900 млн в подземные пещеры для хранения нефти в Фуджейре, которые могут вместить 42 млн баррелей. Ожидается, что проект будет завершен в 2022 году и поможет обеспечить физическую поставку фьючерсного контракта.
Как полагает Вячеслав Мищенко, международный рынок ведет себя очень консервативно, поэтому никто не сможет быстро переключить всех на новый сорт. «Либо это политика», – заключает эксперт.
Политическая составляющая появления новой биржи и нового маркера – отдельная тема, в которой смешались запросы и противоречия стран Персидского залива, интересы мировых нефтяных спекулянтов и мировых финансово-политических кругов. Накануне открытия биржи IFAD двухпартийная группа членов юридического комитета Сената США внесла (в очередной раз) законопроект о запрете деятельности картелей производителей и экспортеров нефти, то есть ОПЕК. Озабоченность Соединенных Штатов понятна, ведь, несмотря на всю шумиху вокруг ВИЭ, нефть остается главным источником топлива и для автомобилей, и для танков.
Источник: