США впервые ввели реальные санкции против участников строительства газопровода «Северный поток – 2». Под рестрикции попали баржа-трубоукладчик «Фортуна» и ее владелец, компания «КВТ-Рус». До сих пор дело ограничивалось лишь угрозами, из-за которых проект покинуло уже несколько участников. О том, означает ли переход Вашингтона от слов к делу изменение ситуации вокруг «Северного потока – 2» в целом, в материале Института развития технологий ТЭК специально для ИА REX.
О намерении США ввести санкции против «Фортуны» и «КВТ-Рус» сообщила в понедельник газета Handelsblatt. Позже власти ФРГ подтвердили получение соответствующего уведомления из Вашингтона. При этом позиция Германии остается неизменной: строительство газопровода «Северный поток – 2» — внутреннее дело Евросоюза, вмешиваться в которое США не следует. «Мы с сожалением принимаем к сведению это объявление [о введении санкций — ИРТТЭК]», — сообщил официальный представитель Министерства экономики и энергетики ФРГ агентству AFP.
Прошу к столу
Как сообщается, санкции вводятся в соответствие с законом CAATSA («О противодействии противникам Америки посредством санкций), вступившим в силу в 2017 году и изначально направленным против Ирана. Они вступают в действие с 19 января. В чем именно заключаются санкции – не уточняется. Ранее говорилось о возможности введения запрета на портовое и сервисное обслуживание и страхование судов, участвующих в достройке газопровода. Теперь, по-видимому, «Фортуне» и «КВТ-Рус» будут запрещены вообще любые действия, связанные с оказанием услуг компаниям, работающим на рынке США.
Переход США к активным санкционным действиям может быть формой давления на их европейских союзников. Недавно появились сообщения, что эксперт по внешней политике Николас Бернс, консультировавший Джо Байдена во время его предвыборной кампании, выступил с инициативой поставить процесс на паузу и, с одной стороны, приостановить действие всех санкций, уже наложенных на проект американской стороной, а с другой – остановить на время строительство.
«Это дало бы новой администрации США возможность доверительно и рассудительно поговорить с правительством Германии и другими участвующими странами», — заявил Бернс в интервью все той же Handelsblatt.
Каких компромиссов советник Байдена надеялся достичь в ходе этих переговоров, так и осталось неизвестным. Уже через несколько дней представитель левых, глава комитета Бундестага по энергетике Клаус Эрнст заявил, что считает это предложение неуместным. «Я по-прежнему считаю совершенно неуместным, чтобы мы с США обсуждали нашу энергетическую политику, — сказал Эрнст. — Строительство «Северного потока – 2» дело сугубо европейское, имеет все необходимые разрешения и поэтому должно быть быстро завершено». О том, что позиция властей ФРГ в отношении газопровода не изменилась, заявил и представитель правительства ФРГ Штеффен Зайберт.
Оператор проекта, компания Nord Stream 2 AG, получила разрешение датских властей на проведение работ, начиная с 15 января. Аналогичное разрешение от ФРГ действует до мая. Однако вчера стало известно, что оно приостановлено в связи с получением жалоб от двух экологических организаций. Они утверждают, что строительство нанесет ущерб местам гнездования морских птиц. По странному стечению обстоятельств подача жалоб совпала по времени с объявлением о введении Вашингтоном санкций против «Фортуны» и ее владельца.
Тяжелое наследие
Все происходящее напоминает попытку приходящей администрации Джо Байдена как-то выйти из тупика, в который ситуация с «Северным потоком – 2» зашла при Трампе. Одной из задач демократов политологи называют восстановление отношений с Евросоюзом. Это в любом случае потребует отказа от политики диктата, которую бывший президент избрал в отношении проекта «Северный поток – 2».
Отчасти это стремление прослеживается уже сейчас – санкции введены только против одного судна и компании, которой они никак не могут повредить («КВТ-Рус» — микропредприятие, не ведущее никакой внешнеэкономической деятельности»). Второе судно, способное проложить трубу по дну Балтики, трубоукладчик «Академик Черский», пока остается незатронутым рестрикциями и может продолжать работы.
Заявить, что до сих пор политика была полностью ошибочной и отныне Евросоюз (прежде всего Германия) и Россия могут самостоятельно решать все связанные со строительством газопровода вопросы, Белый дом не может – положение Байдена далеко не так прочно, чтобы в одночасье отказываться от наследия предшественника. Остается настаивать на компромиссе. Например, санкции могли бы быть сняты в обмен на гарантии «Газпрома» сохранить определенный объем транзита газа через Украину после пуска «Северного потока – 2».
Однако для переговоров нужны две стороны, одна из которых упорно отказывается признавать за США право голоса в этом вопросе. Умеренная демонстрация силы в данном случае – отличный способ заставить партнеров изменить свое мнение.
Источник: