Сейчас на фоне борьбы с последствиями пандемии коронавирусной инфекции центром внимания опять стала та экономная политика, которая вышла из моды в качестве мотора экономического роста в 1970-е годы, характеризовавшиеся большенный инфляцией. Власти стали предоставлять субсидии на зарплату, направлять чеки по почте домохозяйствам и давать бизнесменам гарантии по ссудам. При всем этом правительства столкнулись с рекордными недостатками собственных бюджетов, что с течением времени стали поддерживать и экономисты — с того времени, как разрушительный кризис 2008 года положил начало десятилетию слабенького экономического роста, пишет Алаа Шахин в статье, вышедшей 11 октября в Bloomberg.

Муниципальные расходы, которые приостановили предстоящее развитие вызванного пандемией экономического спада, сейчас больше числятся важным инвентарем для обеспечения устойчивого восстановления экономики. И когда возникают признаки их угасания, как это можно было следить в США неделькой ранее, инвесторы начинают проявлять тревогу.

На этом фоне животрепещущ вопросец, сколько еще держать эти краны открытыми, конкретно ответ на этот вопросец попробует отыскать Интернациональный денежный фонд в процессе запланированных на эту недельку встреч. Нахождение ответа на этот вопросец станет самым суровым вызовом для политиков, отвечающих за национальные бюджеты опосля выхода из режима борьбы с кризисом. На нынешний денек, когда классические барьеры исчезают, главным препятствием кажутся их собственные запреты на наращивание долгов.

Денежные рынки, которые до этого через свои «органы внимательности» за рынком облигаций, чудилось, искусно сдерживали аппетиты правительств, раздувающих недостаток муниципальных бюджетов, сейчас готовы выдавать им средства в долг под очень низкие проценты. В короткосрочной перспективе инвесторы боятся, что власти, отказываясь от выделения достаточных средств, поспособствуют сдерживанию темпов экономического восстановления. По данным банка JPMorgan, мощнейший экономный импульс, приданный мировой экономике в сегодняшнем году, может привести к замедлению экономического роста на 2,4% в последующем, 2021 году в связи с окончанием программки помощи пострадавшим от коронавируса.

Та же самая перспектива вызывает беспокойство и в денежных учреждениях, чья автономия от других правительственных учреждений была создана для противодействия активной фискальной политике. Не имея собственных средств для подпитки экономики, что обостряется нулевой либо отрицательной процентной ставкой, центральные банки на данный момент действуют совсем другим образом. Их управление в один момент начало призывать к росту дефицитных расходов, выкупу части образовавшихся долгов, также обещать сохранить низкие издержки по займам в протяжении долгого времени.

«Экономная политика на данный момент стала у нас главной темой», — выделил старший экономический советник HSBC Holdings Plc Стивен Кинг.

«Если же речь о руководителе центрального банка, то для вас стоило бы признать, что в этом смысле вы уже не сможете в настолько же значимой мере повлиять на политический процесс», — добавил он.

По сопоставлению с монетарными мерами стимулирование экономное способно оказать еще большее действие благодаря тому, что средства можно направлять впрямую домохозяйствам и компаниям. Наиболее того, схожий подход в основном подступает для мотивированной поддержки более нуждающихся в критериях кризиса, а именно потерявших работу. Напротив, центральные банки способны нарастить покупательную способность экономических субъектов только средством 1-го непрямого канала: через конфигурации цены заимствования средств для банков либо же на денежных рынках.

Тем не наименее они, по последней мере, могут действовать оперативно и решительно. Управление при помощи бюджета, напротив, быть может связано с огромным числом препятствий, на что показывает пример США. Так, в протяжении уже нескольких месяцев обе стороны согласны с необходимостью роста расходов. Из-за такого же, что они не смогли придти к одному воззрению по вопросцу о масштабах роста расходов и их форме, то в конечном счете никакого доп стимула не последовало.

Экономисты в Goldman Sachs и остальных банках убеждены, фискальная поддержка возобновится опосля выборов, даже если до голосования никакой договоренности достигнуто не будет.

Кто будет всем заправлять?

В случае собственной победы южноамериканский президент Дональд Трамп обещает еще более уменьшить налоги. Его противник — кандидат от демократов Джо Байден, фаворитный по рейтингам публичного представления, заявил о том, что программка расходов составит в общем $3,5 трлн. Тем не наименее он отдал осознать, что совсем не считает, как будто экономика развивается лучше при наименьшем вмешательстве со стороны правительства.

«Милтон Фридман больше не заправляет сиим шоу», — отметил Байден в интервью изданию Politico в апреле сегодняшнего года.

В Европе, где осторожность в вопросцах экономной политики имеет глубочайшие корешки в связи с опасениями ФРГ перед ростом госдолга и инфляции, в сегодняшнем году политическим фаворитам удалось совершить значимый шаг в сторону объединения экономных ресурсов на фоне того, как эпидемия стала представлять опасность возможности Евро центрального банка оказывать поддержку экономикам стран-членов. При всем этом схожую идею издавна пробовали воплотить на практике, и все таки она как и раньше наталкивается на различные препятствия.

По словам официальных лиц ФРГ, в наиблежайшее время в Германии не стоит ждать возврата к равновесному бюджету. В правящей в Соединенном Царстве Ограниченной партии, которая выступила опосля кризиса 2008 года за меры твердой экономии, исключили повторение избранного в те времена курса, хотя и стали дискуссировать увеличение налогов для финансирования шагов, направленных на ликвидацию последствий пандемии.

Как отметил новейший глава японского правительства Ёсихидэ Суга, с консолидацией долга придется подождать, пока не произойдет возобновление экономического роста. По его словам, пределов для правительственных заимствований нет.

Встать на японский курс

На современном шаге развития Япония стала первым большим государством, в каком опосля лопнувшего около 30 годов назад кредитного пузыря процентные ставки свалились до нуля. Провоцировать спрос за счет удешевления заимствований при помощи денежно-кредитной политики было уже нереально, тем наиболее что домохозяйства и компании не были в особенности заинтересованы в увеличении долгов, тогда как японское правительство могло брать новейшие займы и сиим интенсивно воспользовалось. Такое развитие событий сделалось первым сигналом к тому, что силы глобальных центральных банков, может быть, находятся на финале, что приведет к возвращению правительств к налогово-бюджетной политике.

Опосля 2008 года в настолько же непростом положении оказалась большая часть продвинутых стран мира. Не владея возможностью и впредь снижать короткосрочные ставки, эти денежные учреждения попробовали уменьшить длительные издержки заимствований при помощи перехода к покупке ценных бумаг, в главном муниципальных, так как в период депрессии главным заемщиком в экономике становится правительство. Тогда таковой шаг стал предпосылкой новейшей волны критики.

«Покупка активов связана с целым рядом политических и дистрибутивных побочных эффектов», — выделил прошлый заместитель управляющего Банком Великобритании Чарли Бин.

«Нам придется перебегать от мира, где главную роль игрались центральные банки, к такому миру, где эту роль на себя берут правительства и экономная политика, и смириться с сиим», — добавил он.

От Кейнса к Волкеру

И опосля денежного кризиса 2008 года правительства пошли на повышение собственных расходов. Почти все экономисты сейчас согласны, что переход к политике твердой экономии был изготовлен очень рано. Экономический рост начал замедляться еще за 10 лет до возникновения коронавируса новейшего типа. Почти все сторонники налогово-бюджетной политики боятся повторения таковой ситуации.

Как отметил историк в области экономики, создатель биографии британского экономиста и приверженца активной налогово-бюджетной политики Джона Мейнарда Кейнса, Роберт Скидельски, в значимой степени «экономная политика была дискредитирована» в прошедшем из-за подхода к ней по принципу «старта-стопа».

Так, опосля Величавой депрессии 1930-х годов большая часть западных государств стала решительным образом привержена кейнсианской политике, направляя экономные средства на стимулирование экономического спроса и создание рабочих мест. Тем не наименее в 1970-е годы на фоне роста безработицы и цен на продукты и услуги уверенность в этом курсе упала. Рычаги макроэкономического управления перебежали в руки центральных банков с их политикой установления мотивированных характеристик инфляции.

Переломным моментом, отмечает основной экономист Citigroup Inc. Кэтрин Манн, которая приблизительно в те времена оканчивала аспирантуру, сделалось увеличение процентных ставок в 1980-е годы, зачинателем которого был председатель ФРС США Пол Волкер. Тем не наименее она не считает, что необходимость ответа на последствия пандемии относится к той же самой группы базовых событий, меняющих сложившуюся ситуацию.

В сегодняшней ситуации, уверена Манн, правительства должны прибегать к налогово-бюджетной политике для заслуги не только лишь короткосрочных, — таковых как «выведение экономики из состояния депрессии», — да и длительных целей, а именно, для сокращения масштабов имущественного неравенства либо борьбы с конфигурацией атмосферного климата.

«Притворяться больше недозволено»

Все есть основания гласить о том, что ряд правительств уже встал на этот курс. Так, программки экономического восстановления государств Европы имеют в собственной базе рвение сделать рабочие места и достигнуть экономической стойкости. К тому же вероятный будущий президент США Байден обещает выделить на развитие «зеленоватой» энергетики страны $2 трлн.

В мире экономической науки все активнее раздаются голоса приверженцев новейшей школы — современной валютной теории. Они убеждены, что во времена низкой инфляции правительство, обычно, имеет возможность идти на значимые расходы, и настаивают на необходимости воплощения смелых экономных программ, таковых как Новейший зеленоватый курс.

Все это показывает на необходимость реформирования системы управления экономикой, которое, по словам бывшего головного экономиста наикрупнейшго мирового инвестора на рынке облигаций Pacific Investment Management Co. Пола Маккалли, обязано было иметь пространство еще лет 10 вспять опосля денежного кризиса. В подкасте Bloomberg's Odd Lots Маккалли отметил, что тогда политики выступали против роста недостатков муниципальных бюджетов и задолженности. Приход коронавируса ознаменовал собой окончание процесса конфигурации режима макроэкономического управления.

«Притворяться больше недозволено», — выделил он.

«Мы живем в мире, в каком властвует налогово-бюджетная политика», — заключил экономист.

Источник: iarex.ru