Решение о послаблениях для отдельных нефтяных компаний, внесенные в законопроект о поправках в Налоговый кодекс ко второму чтению, только подтверждает тезис о разрушении одного правового места, о котором предупреждали аналитики. Практически Наша родина возвратилась к временам, когда правила ведения бизнеса определяли не законы, а личные договоренности. О том, к чему это может привести – в особом материале Института развития технологий ТЭК (ИРТТЭК) для ИА REX.
При подготовке разработанного Минфином законопроекта о поправках в Налоговый кодекс ко второму чтению в нем возникли поправки, предоставляющие налоговые льготы еще двум компаниям. «Татнефть» получит вычет в общей трудности до 36 миллиардов рублей для собственного Ромашкинского месторождения, а «Газпром нефть» — до 36 миллиардов рублей в 2021–2023 годах для Новопортовского месторождения, докладывает «Ъ».
Ранее, еще на шаге разработки законопроекта, налоговые преференции для себя гарантировала «Роснефть» — ей были обещаны льготы на освоение Приобского месторождения (46 миллиардов рублей в год) и проект «Восток Ойл» (еще 60 миллиардов). В ответ компания в собственном заявлении поддержала инициативы Минфина по повышению налоговой перегрузки на ветвь, практически дезавуировав свою подпись под письмом к президенту, в каком нефтяники просили хотя бы на время закончить изменять условия ведения бизнеса.
Суммарно упразднение льгот по НДПИ и экспортной пошлине и перевод месторождений на НДД, характеристики которого пересматриваются в сторону ужесточения, обязано было принести в казну 290 миллиардов рублей в год. Но уже обещанные трем компаниям льготы уменьшают эту сумму практически наполовину. И это, возможно, еще не конец – наверное свою долю преференций захочут получить и остальные большие игроки, до этого всего ЛУКОЙЛ, бизнес которого может очень пострадать от введения поправок, «Сургутнефтегаз» и «Зарубежнефть».
То, что непримиримая позиция Минфина в вопросце заполнения бюджета может корректироваться под воздействием отраслевых лоббистов, сделалось понятно опосля сообщения о том, что правительство готово пойти навстречу горнодобывающим компаниям и не увеличивать НДПИ для новейших проектов. Такое решение было принято опосля встречи металлургов и химиков с вице-премьером Андреем Белоусовым.
Сразу со стороны нефтяников делались заявления о необходимости сохранения размеренной налоговой системы. Так, о этом гласил 1-ый вице-президент ЛУКОЙЛа Азат Шамсауров в процессе Тюменского нефтяного форума. Нефтяная промышленность довольно волатильна, а от момента принятия инвестрешения до его реализации проходит по наименьшей мере 18-20 месяцев, напомнил он. Его сотрудник, глава «Газпром нефти» Александр Дюков предупредил, что увеличение налоговой перегрузки вызовет падение инвестиций, что в перспективе скажется на объеме добычи.
Броско, но похоже, что конкретно этот сценарий идеологи «перенастройки» налоговой системы в Минфине разглядывали в качестве базисного. К примеру, в финансово-экономическом обосновании законопроекта о отмене с 2021 года льгот по экспортной пошлине на сверхвязкую нефть отмечается, что доп доходы федерального бюджета при его принятии составят в 2021 году − 37,4 миллиардов рублей, в 2022 году − 24,6 миллиардов рублей, в 2023 году − 11,5 миллиардов рублей. Практически таковым образом Минфин признал, что предлагаемые им меры носят сиюминутный нрав и единственная их цель – залатать дыры в бюджете тут и на данный момент. То, что в наиблежайшей перспективе результатом станет падение добычи, признано несущественным.
Точечная раздача льгот значит, что единые правила игры, как в 1990-х, подменяются системой личных договоренностей, а конкурентоспособность компании определяется не ее технологическими преимуществами, а доступом управления к decision makers. В случае нефтянки – к высшим лицам страны.
Непостоянность таковой системы заложена в самом ее устройстве, предусматривающем маленькое количество лиц, принимающих огромное количество личных решений. Проконтролировать их выполнение они не в состоянии, что дает широкую свободу для творчества и самим компаниям, и различного рода проверяющим органам. Не считая того, предоставление личных льгот не гарантирует, что их получат самые действенные компании. Быстрее напротив – фавориты отрасли станут донорами, за счет которых будут поддерживаться неэффективные проекты.
Неминуемым следствием этого станет, во-1-х, сокращение горизонта планирования – заложенная в систему непостоянность не содействует длительным инвестициям. Для нефтегазовой отрасли это значит до этого всего падение свойства припасов, воспроизводством которых никто не будет заниматься. Во-2-х, поддержка слабеньких игроков за счет мощных приведет к общему понижению уровня конкурентоспособности русских компаний. Те ли это цели, к которым стоит стремиться?
Источник: