Министр зарубежных дел Азербайджана Джейхун Байрамов сделал собственный 3-ий забугорный визит. На этот раз в Грузию. Ранее он посещал Турцию и Россию. В Тбилиси министр провел переговоры со своим грузинским сотрудником Давидом Залкалиани, был принят президентом страны Саломе Зурабишвили и премьер-министром Жорой Гахарией, повстречался с заместителем председателя парламента Кахой Кучавой.
Предпосылки таковой географической последовательности визитов главы МИД Азербайджана явны. Конкретно через Грузию выстраиваются энерго и остальные коммуникации Баку с Турцией. Как гласит доцент факультета интернациональных отношений Института экономики и технологий ТОББ (Анкара) Тогрул Исмаил, «Грузия является единственным окном для Азербайджана в иной мир — Турцию, Европу, США, мостом, транзитной государством, играя, таковым образом, стратегическое значение в регионе, обхватывающем не только лишь Закавказье, да и Ближний Восток». Азербайджан конкретно через Грузию развивает свои стратегические проекты: нефтепровод Баку — Тбилиси — Джейхан, Баку — Тбилиси — Эрзурум, Трансанатолийский газопровод (выросший в TANAP), стальная дорога Баку — Тбилиси — Карс. Но исходя из убеждений геополитики выстроенная коммуникационная схема является неуравновешенной, что проявили крайние действия на азербайджано-армянской границе, когда Азербайджан ощутил опасность для собственных коммуникаций.
Карта расположения нефтепровода Баку — Тбилиси — Джейхан
В данной нам связи Баку желал бы наполнить либо дополнить новеньким содержанием союз Азербайджан — Грузия — Турция, мотивируя это необходимостью обеспечения сохранности транзитного коридора, быть может, на базе тройственного оборонного союза. Мы это к тому, что Байрамову в процессе визита в Тбилиси пришлось решать препядствия геополитического характеристики, а не только лишь обозначать перспективы обоестороннего торгово-экономического и другого сотрудничества меж 2-мя странами. На самом деле ведется торг за Грузию. Но она нежданно решила выставить собственный счет. Залкалиани в процессе переговоров с Байрамовым, во-1-х, поднял вопросец о делимитации гос границы, который был отложен из-за трудности проведения встречи в критериях пандемии. Во-2-х, он заявил, что Тбилиси нашел новейшие картографические материалы, связанные с монастырским комплексом Давид Гареджи VI века, размещенным меж Грузией и Азербайджаном, что может внести конфигурации в грузино-азербайджанское соглашение на 2006−2007 годы по пограничным вопросцам.
По его словам, эти «материалы уже высланы в Баку». Правда, где, когда и как грузинские историки выявили такие материалы, не сообщается. Но если ранее определенные силы в Азербайджане и в Грузии причисляли увеличение энтузиазма к судьбе монастыря Давид Гареджи воздействию «наружных сил», указывая в главном на Москву, то на этот раз партию ведет правительство Грузии, считающее, что этот комплекс имеет очень принципиальное культурно-историческое и духовное значение для грузинского общества. В почти всех церквях и трапезных на местности комплекса сохранились фрески, датируемые VIII—XIV веками. На фресках изображены портреты исторических лиц, в том числе королевы Тамар. Но азербайджанские историки говорят, что как Давид Гареджи, так и почти все христианские монументы на местности республики относятся к истории Кавказской Албании.
Тот факт, что его основал один из ассирийских отцов святой Давид Гареджийский, проповедовавший в Грузии, азербайджанская сторона не считает аргументом в пользу грузинского происхождения монастыря. Вопросец осложнен к тому же тем, что в центре спора находится христианский религиозный объект, который воспринимается в грузинском обществе как «сама суть грузинского народа». Но для Баку смена позиции значит крах исторической базы, с которой он ведет идейную борьбу с Арменией. В ином случае Азербайджан наверное издавна бы начал двигаться с Грузией на размен территорий. Потому не стоит ожидать, что азербайджанцы просто так откажутся от Давид Гареджи в пользу Тбилиси, основываясь только на дружественных отношениях 2-ух государств. Кроме того, битва за комплекс вписывается в контекст борьбы за сохранение христианских святынь на Большенном Ближнем Востоке, которая не постоянно заканчивается цивилизованным решением вопросца.
Зурабишвили передала через Байрамова приглашение президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву посетить с визитом Грузию. А он его воспримет? Тбилиси уже не хочет быть обыкновенной картой в раскладываемом Азербайджаном и Турцией в регионе геополитическом пасьянсе. Потому тяжело спрогнозировать, какое решение будет принято в данной нам ситуации. В особенности, если Давид Гареджи станет предметом твердого политического противоборства.
Источник: