Как реклама обеспечивает львиную долю доходов российских спортсменов и почему спорт и бизнес могут быть совместимы, рассказал в своем материале для iReactor спортивный агент и финансовый консультант Сергей Макаров.

В российском обществе сформировался стереотип отношения к профессиональным спортсменам как к неприлично богатым людям. На самом деле мультимиллионеров среди них не так уж и много, а реальный доход подавляющего большинства очень сильно зависит от вида спорта, в котором человек выступает. Например, сравнивать заработки футболистов Премьер-лиги и биатлонистов сборной России просто некорректно. Так сколько и на чем на самом деле зарабатывают топовые российские спортсмены?

 

Спорт превыше всего

 

Много раз в беседах с профессиональными спортсменами приходилось слышать о том, что после карьеры они собираются жить на доходы от предпринимательской деятельности. Но дальше общих представлений о предполагаемой сфере бизнеса разговор, как правило, не заходил.

По моему глубокому убеждению, чтобы зарабатывать деньги нужны навыки и умения. Но пока спортсмен востребован и находится в обойме, у него нет времени ни на что другое кроме спорта. Многие считают, что те же футболисты или хоккеисты получают легкие деньги. Однако это не так. Спорт высоких достижений – это ежедневная изнурительная работа, с многочасовыми энергозатратными тренировками (по 4 – 6 часов), после которых даже хорошо подготовленный человек чувствует себя как выжатый лимон.

 vk.com — ХК СКА

Режим профессионального спортсмена расписан буквально по минутам, и найти в этом плотном графике время для управления бизнесом просто невозможно. Я знаю немало случаев, когда люди на пике карьеры вкладывали миллионы и даже десятки миллионов долларов в те или иные бизнес-проекты, но ничем хорошим это, как правило, не заканчивалось. Руководство любым предприятием должно быть эффективным, а это требует времени и определенного уровня компетенций. Ни того, ни другого у действующих спортсменов обычно нет. Конечно, можно перепоручить оперативное руководство бизнесом наемному управляющему, близкому другу или родственнику, но и здесь велик риск того, что человек не будет проявлять должного рвения в управлении чужим активом. Кроме того, для того, чтобы адекватно оценивать результаты работы наемного специалиста, все равно нужны знания, получить которые можно только с появлением достаточного количества свободного времени после завершения карьеры.

Более того, чтобы стать эффективным руководителем в той или иной области, имеет смысл какое-то время посмотреть на управление компанией изнутри, пройти несколько стажировок, поработать в качестве наёмного сотрудника и только после этого начинать что-то свое. При таком варианте развития событий бизнес действительно будет позволять человеку продолжать вести тот образ жизни и обеспечивать тот уровень потребления, к которому он привык за годы профессиональной карьеры.

Означает ли это, что спортсмен лишен возможностей дополнительного заработка? Разумеется, нет!

 

Работа со спонсорами

 

У профессиональных спортсменов существует отличный способ заметного увеличения своего совокупного дохода без ущерба карьере – это контракты со спонсорами. Обязательства по ним, как правило, не предполагают долговременного отрыва от тренировочного процесса и нарушений режима, а гонорары в некоторых случаях в разы превышают доход спортсменов от профессиональной деятельности.

Одним из самых показательных в этом смысле примеров является теннисистка Мария Шарапова, которая на протяжении нескольких лет неизменно находится в первых строчках рейтинга самых высокооплачиваемых российских спортсменов по версии журнала Forbes. Благодаря очень грамотной поддержке агентства Endeavor, Мария параллельно с развитием спортивной карьеры очень быстро превратилась в настоящую звезду маркетинга, востребованную десятками ведущих мировых брендов. В результате из тех 325 миллионов долларов, которые Шарапова заработала за годы своей спортивной карьеры, непосредственно за выступления на корте она получила менее 40.

 instagram.com — @MariaSharapova

Заслуживает уважения и то, как Мария распорядилась свободным временем, возникшим из-за досадного инцидента с мельдонием: за 15 месяцев она выпустила автобиографию, которая до сих пор расходится, как горячие пирожки, и активно продвигала свой конфетный бренд Sugarpova (по итогам прошлого года оборот компании составил около 20 миллионов долларов).

Еще одним примером высокоэффективной работы с рекламодателями является Александр Овечкин, талантливый хоккеист, ставший, между прочим, первым, кто подписал в НХЛ контракт на сумму более 100 миллионов долларов. В настоящее время с зарплатой около 10 миллионов долларов в год Александр является одним из самых высокооплачиваемых игроков лиги, однако, доходы Овечкина не ограничиваются только гонорарами за выступления за «Вашингтон», еще примерно по 5 миллионов долларов в год он зарабатывает на рекламе. Уникальная стабильность спортивных результатов и запоминающаяся открытая улыбка сделали Александра суперзвездой не только в США и России, но и во всем мире.

 

Большая разница

 

Впрочем, щедрость спонсоров очень сильно зависит от популярности того или иного вида спорта в массах. Например, зарплата фигуриста, регулярно борющегося за призовые места на чемпионатах России, Европы и Мира, составляет около 100 000 рублей. Гонорар за первое место на этапе Гран-при у одиночников составляет около 20 000 долларов, а размеры рекламных контрактов даже у звезд первой величины редко когда превышают 1 миллион долларов. По информации из открытых источников Евгений Плющенко в свое время имел контракт с компанией Oriflame на сумму от 700 000 до 1 000 000 долларов. Хороший контракт с компанией Garnier имела и Татьяна Навка, изменившая ради его выполнения привычный цвет волос.

А вот талантливый гроссмейстер Сергей Карякин, получивший широкую известность после Чемпионата мира 2016 года, на котором впервые с 2008 года представитель Российской Федерации боролся за звание чемпиона мира по шахматам, за коммерческий контракт с банком «Открытие» получил гонорар в размере всего 150 тысяч долларов. Что называется, почувствуйте разницу.

 

Читайте iReactor в Яндексе

Автор: Сергей Макаров

www.ausopen.com — Пресс-служба Открытого чемпионата Австралии по теннису

Источник: inforeactor.ru