Россия не сможет избежать всеобщей экономической рецессии из-за пандемии коронавируса, и уже сегодня страна испытывает воздействие трех экономических шоков, написал заместитель председателя Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев в статье для журнала «Россия в глобальной политике».
«Россия, безусловно, не сможет избежать всеобщей экономической рецессии. По прогнозу Минэкономразвития, ВВП страны в 2020 г. упадёт на 5%, ожидаются снижение реальных доходов на 3,8% и рост безработицы до 5,7% – максимума за 9 лет. Сегодня наша страна испытывает воздействие сразу трёх экономических шоков», — написал Медведев.
По его словам, первый и самый главный такой шок заключается в падении нефтяных цен на мировом рынке. Вместе с тем, отметил Медведев, Россия, экономика которой сохраняет зависимость от экспорта углеводородов, за последние 20 лет трижды выдерживала подобные удары (в конце XX века, в 2008-2009 годах и в 2014-2015 годах), а значит есть возможность просчитать влияние этого шока на экономику и определить наиболее действенные меры для снижения негативных последствий.
«Основной отрицательный эффект следует ожидать в 2020 г., тогда как в следующем экономика сможет в целом адаптироваться к новым условиям, независимо от динамики цен на нефть», — написал Медведев.
Как отмечает зампредседателя Совбеза РФ, второй, внутренний шок стал следствием регуляторных решений со стороны государства, которое пытается замедлить распространение коронавируса.
«Внешне он чем-то напоминает ситуацию начала 1990-х гг., когда из экономического процесса выпадали отдельные субъекты хозяйственной деятельности, что приводило к разрыву сложившихся связей. Но это сравнение – крайне условное. Нынешние проблемы в реальном секторе экономике, на рынке труда, в социальной сфере и банковском секторе имеют особую природу, и привычные подходы к анализу экономических и финансовых кризисов здесь не годятся», — написал Медведев.
Медведев указывает, что закрытие предприятий сейчас некорректно объяснять недостаточной конкурентоспособностью компаний или товаров, так как это результат внеэкономических решений. Кроме того, в условиях карантина максимальные ограничения относятся к сфере услуг, где, как правило, простые и короткие производственные цепочки.
Медведев полагает, что время спада может быть ограничено периодом регуляторных решений, а восстановление экономики начнется достаточно быстро, «если, конечно, новые волны эпидемии не приведут к очередному витку вынужденных ограничений».
Третий экономический шок связан со снижением зарубежного спроса на широкий круг российских товаров из-за замедления мировой экономики.
Как отмечает Медведев, подобная ситуация наблюдалась во время глобального финансового кризиса в 2008-2009 года. По его мнению, продолжительность падения также может быть ограничена сроком действия строгих карантинных мер, после чего спрос может восстановиться, однако и здесь существует угроза новой вспышки пандемии.
Медведев также подчеркивает, что фактор пандемии значительно затрудняет прогнозирование любых экономических процессов.
Источник: