Кто-то считает, что умение рассказывать истории — бесполезный навык. Но почему тогда направление сторителлинга набирает все большую популярность в самых разных областях, в том числе в бизнесе? Попробуем разобраться.
Начнем с определения. Сторителлинг — это последовательность реальных или вымышленных событий, которые изложены с такой степенью детальности, что слушатель чувствует себя их частью. История выбирается и преподносится так, чтобы рассказчик смог достичь свой цели и помочь вам решить определенные задачи.
Один из важнейших ингредиентов любой договоренности (сделки, контракта, покупки) — доверие к оппоненту (например, покупателя к продавцу). Оно формируется, когда одна сторона верит в то, что говорит другая. А это, в свою очередь, случается, если слушатель:
сопереживает герою рассказа;
узнает в истории себя и обстоятельства своей жизни.
Для наглядности приведу пример. В начале 2018 года резко ухудшилось здоровье моей мамы. В течение двух месяцев я регулярно ездила к родителям в Подмосковье, чтобы их поддержать и решить некоторые организационные вопросы. До этого я не была в их квартире много лет. То, что я увидела дома после долгого перерыва, заставило осознать, что мои родители состарились. И это меня потрясло, испугало, придавило к земле… Мы дети, пока живы наши родители. Те, у кого к тому же не случилось собственной семьи — жены, мужа, детей, — чувствуют это особенно остро.
Я поняла, что с возникшим ощущением конца света срочно нужно что-то делать. И тут мне на глаза попалась книга, которую я давно считала потерянной, — «Исполнение желаний» Дипака Чопры. Я нашла ее в тумбочке у маминой кровати и поняла: это знак. Так я начала медитировать.
То, что произошло со мной в течение следующих нескольких недель, можно назвать настоящим чудом. Я не только приняла новый статус моей семьи, успокоилась и вновь почувствовала себя счастливой, но и запустила процесс перемен в жизни. Он привел к тому, что я неожиданно для себя ушла с работы и вышла на проект в области культуры и общества. Предложение принять в нем участие мне пришло в мессенджер во время утренней медитации. И зарплата там была такая же, как на позиции директора департамента в крупном агентстве. Я осознала, что лучшая часть жизни впереди, что передо мной открылись невероятные возможности. И только мне решать, смогу ли я ими воспользоваться.
Если такую историю услышит человек, находящийся в поисках выхода из сложной ситуации или просто жаждущий перемен, то, скорее всего, он захочет внимательно осмотреться по сторонам и понять, какие ресурсы у него есть для решения стоящих перед ним задач. А если рассказчик при этом является психологом, коучем или инструктором по медитации, то с высокой долей вероятности он получит нового клиента.
Сторителлинг незаменим и в ситуациях, когда необходимо защитить собственную точку зрения, склонить оппонента на свою сторону, объяснить что-то коллеге, детям и так далее. Яркие, вдохновляющие истории зачастую помогают решать бизнес-задачи гораздо эффективнее других инструментов.
Вот пять шагов к созданию хорошего рассказа.
Вспомните интересную ситуацию, которая произошла с вами или знакомыми, подходящую к конкретному случаю.
Проанализируйте, как она может повлиять на других людей.
Структурируйте свой рассказ.
Добавьте в него детали, диалоги, эмоции.
Подведите слушателя к выводам или озвучьте призыв к действию.
Удачи в рассказывании историй!
Вы можете задать вопросы автору материала по
электронной почте
Источник: