Министерство энергетики и Федеральная антимонопольная служба подготовили отрицательное заключение на предложение главы «Роснефти» Игоря Сечина о снижении тарифов «Транснефти» и РЖД на транспортировку нефти и нефтепродуктов. Сохранение инвестпрограмм инфраструктурных монополий, которые могут стать драйвером восстановления экономики, признано более важным, чем поддержка одного, хотя бы и влиятельного, игрока.
Материал подготовлен коллективом Института развития ТЭК (ИРТТЭК) специально для ИА REX.
О том, что предложение Игоря Сечина не нашло поддержки у регуляторов, сообщила 8 июня газета РБК со ссылкой на неназванных федеральных чиновников. По словам источников издания, инициатором отрицательного отзыва выступила ФАС, министерство лишь поддержало позицию службы. Ранее на встрече с Владимиром Путиным глава «Роснефти» посетовал на выросшую до 32% долю транспортных расходов в конечной цене нефти и попросил сократить тарифы на период действия соглашения ОПЕК+ (до конца апреля 2022 года). В ответ президент дал правительству поручение «проработать вопрос установления специальных тарифов «Транснефти» и РЖД на транспортировку нефти и нефтепродуктов». Срок исполнения истекает почти через неделю, 15 июня.
Акцент на инвестициях
В своих возражениях транспортные монополии апеллировали к тому очевидному факту, что поскольку они не получают сверхдоходов при высокой цене нефти, несправедливо требовать от них разделить тяготы низкой. «Транснефть» предложила, напротив, повысить тарифы, чтобы компенсировать снижение грузооборота из-за сокращения добычи (около 10% в 2020 году). Расценки компании и так фактически самые низкие в Европе, отмечал в ходе конференции для инвесторов первый вице-президент «Транснефти» Максим Гришанин. В этих условиях их дальнейшее сокращение может ударить по интересам государства, на долю которого приходится до 80% дивидендов компании. О том, что снижение тарифов может «разбалансировать ситуацию», говорил и заместитель гендиректора РЖД Алексей Шило.
По словам источника в Минэнерго, на решение отказать «Роснефти» в ее требованиях повлияла необходимость сохранения в прежнем объёме инвестиционных программ инфраструктурных компаний. О том, что правительство твердо намерено не допустить их сокращения, говорил на прошлой неделе министр энергетики Александр Новак. Инвестпрограмма «Транснефти» на 2020 год – 257 млрд рублей, и компания уже неоднократно заявляла, что не собирается снижать её объём. Инвестпрограмма РЖД на этот год – около 600 млрд рублей. Для сохранения этой программы выделяются, в том числе, средства ФНБ.
В обоих случаях это диктуется не только требованиями безопасности, хотя понятно, что и трубопроводы, и железные дороги без постоянного ремонта превращаются в бомбы замедленного действия, что лишний раз подтвердила катастрофа в Норильске. Расходы инфраструктурных компаний: это доходы тысяч поставщиков и подрядчиков – металлургов, энергетиков, поставщиков стройматериалов, строительных компаний и т. д. В условиях кризиса это – важнейший драйвер восстановления экономики, и правительство не может позволить себе лишиться такого стимула развития.
Политика и макроэкономика
То, что регулирующие ведомства выступили с консолидированной позицией, означает, что в этом вопросе «Роснефти» придётся отступить, полагает первый вице-президент Института стратегического развития Алексей Макаркин. «Антимонопольная служба известна своим благожелательным отношением к «Роснефти», – отметил политолог. – Поэтому если даже она выступает против, шансов на реализацию предложений Сечина крайне мало».
«В нынешней ситуации, когда пострадали все, возник вопрос о распределении преференций. Понятно, что на всех не хватит, и если крупнейший игрок с его лоббистскими возможностями получит все, что пожелает, это может вызвать определённые имиджевые проблемы», – говорит Алексей Макаркин.
Сыграли против главы «Роснефти» и макроэкономические факторы. После краха в марте-апреле рынок нефти постепенно восстанавливается. В середине прошлой недели, на ожиданиях продления срока действия соглашения ОПЕК+ о сокращении добычи на 9,7 млн баррелей в сутки цена индикативного сорта Brent впервые за три месяца превысила $40 за баррель. По состоянию на 12:00 мск Brent торгуется на уровне $42,7 за баррель.
Дополнительную поддержку ценам оказала новость о рекордных с начала года объёмах импорта нефти в Китай. В мае в страну поступило 47,969 т нефти, говорится в данных, опубликованных Главным таможенным управление КНР в воскресенье. Это на 15,2% больше, чем в апреле 2020 года и на 19,2% больше, чем годом ранее. В среднесуточном выражении объем импорта в мае 2020 г. составил 11,34 млн барреле в сутки – новый исторический максимум. В целом за январь-май 2020 года Китай импортировал 215,576 млн т нефти, что на 5,2% больше, чем за тот же период прошлого года. Эти данные подтверждают ожидания быстрого восстановления мировой экономики после отмены карантинных мер.
Источник: