Ситуация на европейском рынке газа аналогична ситуации на рынке нефти. Только к несчастью для «Газпрома» и в отличие от рынка нефти газового ОПЕК не существует. Попытка создать газовый ОПЕК была предпринята Москвой в 2009 году, но оказалась безуспешной.
Котировки спотового рынка газа в Европе каждый день приучают сектор к новым минимумам. Цены с поставкой в четверг достигли отметки $45 за тысячу кубометров (как на британской NBP, так и голландской TTF). По отношению к среднему уровню прошлой пятницы падение составило около 20%. На хабе в австрийском Баумгартене (наиболее приближенный к России газовый узел) цена газа на данный момент составляет $63 за тысячу кубометров.
В условиях падения глобального спроса из-за коронавируса растет поток излишков сжиженного природного газа на европейский рынок. Если сравнивать котировки на споте с внутрироссийскими ценами на газ, то регулируемая цена в России уже почти во всех регионах дороже этих значений. А было время, когда «Газпром» заявлял, что внутренний рынок для него социальная нагрузка, и что газовый холдинг хотел бы стать экспортной компанией, отдав внутренний рынок независимым производителям газа.
По цифрам расклад следующий. Для «Газпрома» уровень нулевой рентабельности продажи газа в Европе находится на уровне $100 за тысячу кубометров: $13 — себестоимость добычи, $14 — НДПИ, $27 — транспорт по России, минимум $20 — транспорт до целевых рынков Европы. Итого свыше $74. Плюс надо добавить таможенную пошлину в 30%.
Что можно сделать в данной ситуации? Варианта два. Провести девальвацию рубля, напрашивается аналогия с 1998 годом, тогда курс рубля почти моментально упал с 6 до 15 руб. за доллар. Можно, конечно, снизить НДПИ или экспортную пошлину. Однако бюджет трещит по швам. Оба варианта не приемлемы в принципе. Вероятно, правительство переложит убытки на акционеров компании.
Ну а теперь главный вопрос. Почему не падают акции компании? Ответ прост. «Газпром» — это не только газ, но и нефть, и электроэнергетика. Ситуация на европейском рынке газа временная. Со снятием карантина спрос начнет восстанавливаться. При этом рынок акций всегда ориентируется на будущие, а не на текущие финансовые результаты компании.
Мы ожидаем подъема российского рынка акций в рамках восстановления экономики после режима самоизоляции и роста цен на нефть. Мы также полагаем, что «Северный поток-2» войдет в строй. Цель на конец года — около 300 руб. за акцию «Газпрома».
______________________
Александр Разуваев,
к.э.н.,
руководитель ИАЦ «Альпари»
Источник: