Депутат Андрей Луговой, обвинявший "дочку" РЖД в продаже лома по заниженным ценам, обнаружил, что другая структура монополии закупала это сырье, наоборот, значительно дороже. В компании утверждают, что цена покупки была рыночной.
Депутат Госдумы от ЛДПР Андрей Луговой обратился в Министерство внутренних дел по поводу сделок о покупке РЖД металлолома у компании "Транслом". Последняя, по версии депутата, пользуясь исключительным положением, продает его монополии вдвое дороже, чем покупает у нее же.
Луговой попросил начальника Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД Андрея Курносенко проверить ценообразование этих сделок и их соответствие действующему законодательству, а гендиректора РЖД Олега Белозерова — проанализировать цены закупки и продажи лома разными подразделениями монополии. Об этом говорится в письмах Лугового в МВД и РЖД от 4 февраля, их копии есть у РБК. Подлинность документов РБК подтвердил и депутат.
РБК направил запросы в МВД и "Транслом".
Какие претензии выдвигает депутат
Луговой обращает внимание МВД на три конкурса по закупке металлолома в 2018-2019 годах, организованных "дочкой" РЖД — Вагонной ремонтной компанией (ВРК-1), в общей сложности более чем на 113 млн руб. — на 76,5 млн руб., 18,5 млн и 18,4 млн руб.
Победитель и единственный участник тендера — "Транслом" — официально указан только в одной из закупок (на 18,5 млн руб.), следует из данных сайта госзакупок. Но, по информации Лугового, эта же компания выиграла и два других конкурса.
Как следует из аукционной документации одного из тендеров, металлолом обошелся ВРК-1 в среднем в 17 тыс. руб. за тонну. По договору же о поставке лома "Транслому", который компания заключила с РЖД в 2016 году (есть у РБК), предусмотрено формульное ценообразование. Согласно этой формуле, в 2018 году средневзвешенная цена продажи лома, по подсчетам Лугового, составляла 8-9 тыс. руб. за тонну (столько за сырье должны были получить РЖД). Поэтому депутат предположил, что "Транслом" мог покупать лом в одном подразделении РЖД и перепродавать другому в два раза дороже.
Цена 17 тыс. руб. за тонну в 2018 году соответствовала рынку, парирует руководитель группы оценки рисков устойчивого развития АКРА Максим Худалов. "Вопрос к тому, как была составлена формула в договоре РЖД и "Транслома". Возможно, она не учитывала дефицита на рынке", — отмечает эксперт. В 2017-2018 годах из-за дефицита на рынке цена лома в России выросла на 52%, до 17,7 тыс. руб. По его словам, "Транслом", покупая неразделанный лом, может выставлять наценку за его сортировку, но не более 30%.
Как ценообразование объясняют в РЖД
Представитель РЖД заявил, что цена в договорах формировалась исходя из рыночных цен металлолома, размещенных в публичном доступе с учетом условий расчетов и доставки.
В компании поясняют, что ВРК-1 покупала лом черных металлов "в соответствии с действующим законодательством" для максимальной загрузки литейных мощностей своего подразделения. "Специфика литейного производства ВРК-1 заключается в использовании узкой номенклатуры качественных видов лома. Лом, который образуется на других предприятиях РЖД, смешанный, несортированный, и разделение его на нужные номенклатуры на территории данных предприятий технически невозможно и не производится", — объяснил представитель монополии, отвечая на вопрос РБК, почему одна "дочка" покупает лом у "Транслома", а другая продает его этой же компании.
На что еще жаловался Луговой
В январе 2020 года стало известно, что бывший на тот момент зампредом правительства Дмитрий Козак поручил ведомствам провести проверку нескольких сделок между РЖД и "Трансломом" на утилизацию вагонов общей стоимостью около 110 млн руб. Речь шла о трех договорах Федеральной пассажирской компании (ФПК, "дочка" РЖД) с "Трансломом" на выполнение работ по "разделке" более 2 тыс. вагонов, исключенных из инвентарного парка. Проверка началась тоже после жалобы Лугового, который тогда заявил, что в результате этих сделок недополученный доход ФПК с одного разделанного вагона составит почти 1 млн руб., то есть около 2 млрд руб. от трех договоров. О результатах проверки не сообщалось, РБК направил запрос в правительство.
Что такое "Транслом"
"Транслом", до 2016 года принадлежавший РЖД, после продажи "Кроносу" Алексея Золотарева продолжил работать с ломом железнодорожной монополии, а также по указу президента Владимира Путина в 2019 году получил право закупать без конкурса лом Росгвардии и Министерства обороны.
Источники РБК и "Коммерсанта" связывают "Транслом" с бизнес-интересами Аркадия и Игоря Ротенбергов. Игорь Ротенберг в 2004-2005 годах был вице-президентом и главой департамента управления имуществом РЖД, где занимался, в частности, металлоломом. Представитель Ротенбергов и генеральный директор "Транслома" Сергей Астахов опровергают связь компании с бизнесменами.
Источник: