Куда больше, чем конкретными финансовыми ожиданиями, популярность бумаг «Газпрома» у населения обусловлена всё-таки тем, что «Газпром» не только компания-синоним имиджа России, но и образует один из главных доходообразующих потоков для всей бюджетной системы страны. Неудивительно, что многие понимают: поток этот никогда не иссякнет, а значит будут исправно выплачиваться и дивиденды. Людям хочется, чтобы сбылись и их мечты приобщиться к материальному благополучию нашего главного газового гиганта. Однако на практике долгие годы всё было сложнее, чем в мечтах.
Дивиденды «Газпром» платит действительно хорошие: по 16.61 руб на акцию, что составило 8.18% от стоимости акций в последнюю дату выплат. Но так дела обстояли не всегда. В 2016-2018 гг акционеры «Газпрома» получали вдвое меньше дивидендов: округлённо в районе 8 руб на акцию. А до этого периода и ещё меньше: например, в не самом плохом 2015 году всего лишь по 7.2 руб, или по 4.69% на акцию. Если учесть ещё, что перед кризисом 2008 года «Газпром» месяца три торговался по цене от 300 до 365 руб за акцию, а после обвала 10 лет не поднимался выше 230 руб, а обычный диапазон колебаний бумаги в 2013 по 2018 гг располагался между отметками в 115 и 165 руб за акцию, то терпение многочисленных частных акционеров «Газпрома» можно назвать буквально ангельским.
Оставим вообще за скобками тему, какую долю от вложенных денег за всё это время съела инфляция, прежде чем к 2019 г пошли реально высокие дивиденды, которые привлекли в «Газпром» много свежих покупателей, и в результате цена акций вновь взлетела до 260 руб, прежде чем этот рост весной 2020 г вновь поглотил всеобщий резкий обвал на биржах — и займёмся лучше перспективами. Наверное, любому понятно, что нынешним и пока довольно скромным отскоком в коридор от 180 до 210 руб после резкого коронавирусного дна в 158 руб за акцию – дело не ограничится. На волне, когда на глобальных биржах инвесторы уже начинают скупать едва ли не все вообще заметные компании, новый спурт «Газпрома» в прежний район 250 руб, и даже вероятно более того – не за горами, это только вопрос времени.
Иной вопрос, насколько надолго сможет «Газпром» радовать потом своих рядовых акционеров, удерживая достигнутые вершины, и не поглотят ли следующие длительные колебания цены бумаг слишком заметную часть от стоимостной прибавки к гарантированной дивидендной финансовой отдаче? Опыт прошлых лет убедительно показывает, что настоящая выгода к акционерам «Газпрома» приходит только при вложениях вдолгую, но тут перед нами предстаёт изнанка, в сущности, того же вопроса: нет ли вероятности, что в будущем дивиденды могут снизиться «благодаря» какому-то волевому и отчасти политическому решению.
Со стороны американских санкций новые неприятности для «Газпрома», пока Трамп президент, прилетят уже вряд ли: недавний законопроект показал, что большинство сената готово изобретать финансовые наказания лишь для компаний, которые страхуют суда или другое оборудование, используемое при достройке и эксплуатации «Северного потока – 2», но в США боятся и заикнуться о штрафах для потребителей, то есть для европейских покупателей газа. И даже при низкой вероятности сценария, что власть в США может после выборов смениться, представители Германии уже дали понять, что встретят достаточно жёстко тарифами против сжиженного американского газа любые попытки зайти в санкциях слишком далеко.
Так что доходы консорциума по доставке газа в Европу, хотя и могут быть с учётом дополнительных затрат чуть ниже прежних ожиданий, всё же будут и дальше идти исправно. А сам факт достройки и скорого запуска второго «Северного потока», вслед за уже реализованными проектами «Турецкого потока» и «Силы Сибири» мог бы позволить на ближайшие годы резко снизить расходы и сосредоточиться на получении компанией доходов – даже несмотря на сравнительно низкие цены на газ в настоящий момент и на горизонт по крайней мере ближайших месяцев.
Долгосрочно в плюс пойдёт «Газпрому» и только что заключённый внутренний контракт на поставку 900 млрд кубометров газа в течение 20 лет в Усть-Лугу, где на выходе после переработки будет получен сжиженный газ. Это поможет успешно конкурировать в Европе и дальше с поставщиками из США и в сегменте СПГ, либо если возникнут какие-либо непредвиденные трудности с трубопроводными поставками. Однако на первых этапах это опять затраты, а стоимость проекта строительства данного газохимического комплекса уже сейчас оценивается в 2,4 трлн руб, пусть и с участием формально не связанных с «Газпромом» других российских компаний-партнёров.
Тем временем, президент ставит задачу усиленной газификации регионов. И это прекрасно для инфраструктуры страны, но увы, опять не лучшая новость для простых акционеров компании. Только появляется надежда на прибыль, как часть её тут же предлагается пустить в затраты на то, что лишь не очень скоро принесёт отдачу: внутри России газовыми тарифами особо не поиграешь, здесь политика, да и совсем не европейская своя экономическая реальность. И стоит резюмировать, что примерно в этом духе картина будет складываться, наверное, для «Газпрома» ещё много лет: он обречён расширяться и нести высокий и почётный груз социальной ответственности, а не быть чисто коммерческой компанией.
Вечно огромные статьи CAPEX, то есть капитальных расходов, это и есть главный вопрос к компании. Только по итогам прошлого года такие расходы превысили 1,77 трлн руб, и это абсолютный исторический рекорд: на 137 млрд руб выше чем в 2018 г. и на 407 млрд руб больше, чем в 2016 г. При том, что валовая прибыль компании составила в прошлом году 1,24 трлн руб, а чистая прибыль всего 154,6 млрд руб. И объясняется этот факт не мнимой якобы «неэффективностью» российского газового гиганта, конечно же, а изначальной нацеленностью её на прибыль куда менее, чем на развитие долгосрочной инфраструктуры как напрямую, так и через аффилированные компании.
В процентном отношении это в разы больше, чем у других крупнейших нефтегазовых компаний мира: например, у Shell капитальные расходы составляют порядка 8.5% от выручки, в BritishPetroleum 7.5%, у Total и Eni они могут доходить до 13%. Мы же все потоки достроили, но задачи не заканчиваются, что вполне способно ещё надолго ограничивать рост стоимости акций. И в этой связи долгосрочно лучше смотрятся перспективы постепенного подъёма, возможно, других любимых многими инвесторами бумаг в рамках традиционного российского портфеля, куда могли бы входить, например, такие разные эмитенты как «Сбербанк», «Лукойл», «Роснефть», «Норникель», «Северсталь» или «Яндекс». Как раз некоторые из перечисленных активов уже продемонстрировали за последний год способность улетать не раз в небеса, обновляя в том числе и собственные исторические пики. Мысль о том, чтобы сохраняя в обойме бумаги «Газпрома», всё же не утяжелять портфель избыточной их долей, представляется поэтому столь же банальной, сколько и актуальной.
___________________
Пётр Пушкарёв,
Шеф-аналитик,
TeleTrade
Источник: