В октябре Банк России утвердил свой ключевой документ — Основные направления денежно-кредитной политики на ближайшие три года. Нельзя не отметить, что цель регулятора по инфляции – 4% — достигнута еще в 2017 г. Однако темпы роста российской экономики до сих пор минимальны. И в ближайшие годы, согласно прогнозу Банка России, инфляция будет около целевого значения. А вот темпы роста экономики, по их оценкам, ускоряться будут лишь незначительно. И даже к 2022 г. рост будет существенно ниже среднемирового значения.

При этом указывается, что основным фактором ускорения роста будет реализация национальных проектов. Другими словами, регулятор, также как и другие официальные ведомства (Минэк и др.), не ожидают повышения деловой активности частного сектора.

В ноябре в своем выступлении в Госдуме Э.С. Набиуллина сказала, что роль процентных ставок в последнее время снизилась, и что важно улучшать деловую среду. О важности качества деловой среды глава Банка России говорила и ранее не один раз.

Однако появляется вопрос: а условия на финансовых рынках – процентные ставки, доступность ресурсов, возможность получить длинное  финансирование, требования к заемщикам и т.д. – все это не являются ли элементами деловой среды? Но, ведь, эти рычаги – сфера компетенции Банка России. Более того, возможно они и есть ключевые факторы развития деловой среды в стране.

Действительно, регулятор в 2019 г. неоднократно снижал ключевую ставку, и не исключает ее дальнейшего снижения. Это, разумеется, правильный подход. Однако решение проблемы только посредством ключевой ставки уже недостаточно. Нужен более комплексный подход к решению проблемы.

Профессор Финансового университета при Правительстве РФ, д.э.н. Михаил Ершов, ТГ-канал "Экономика"

Ранее на сайте ИА REX: Выступление главы Банка России Эльвиры Набиуллиной на форуме FINOPOLIS

Источник: iarex.ru