Сегодня, когда правительство стремится максимально накапливать резервы в ожидании неизбежного кризиса, а Банк России продолжает придерживаться довольно жёсткой монетарной политики, в стране формируется новый сегмент «бизнеса», в котором деньги, похоже, не считает никто, сообщает ТГ-канал "Кремлёвский безБашенник".
Речь идёт о некогда живых банках и аффилированных с ними коммерческих структурах, которые в недавнем прошлом были переданы на санацию либо Банку России, либо специально созданным финансовым институтам – Фонду консолидации банковского сектора и банку плохих долгов, созданному на базе банка «Траст».
Масштабы вовлечённых в процесс средств огромны: на баланс «Траста» были переданы активы, оцениваемые в 2 трлн. рублей, а также около 1 трлн. рублей «живых» денег (https://t.me/russica2/20991). «Открытие» получило от ЦБ более 1 трлн. рублей, а решение проблем «Бинбанка» и Промсвязьбанка потребовало ещё без малого такую же сумму.
Сейчас все эти структуры отчитываются об успехах – глава «Траста» раздаёт радостные интервью, из «Открытия» сообщают о завершении санации, на базе Промсвязьбанка создан «опорный» банк оборонной промышленности. Вопрос, однако, состоит в том, есть ли на что опираться во всех этих структурах.
Если говорить о «Трасте», даже само его руководство признаёт, что из 2 трлн. активов «извлекаемы» только 210 млрд. рублей (ещё полгода назад в банке говорили о 1,5 млрд.) – причём, повторю, на это за пять лет, которыми должен ограничиваться период существования банка, будет потрачено до 1 трлн. рублей.
«Открытие» санировалось в основном из-за передачи плохих долгов в «Траст» и использования полученных от ФКБС денег, которые на сегодняшний день и составляют основу его пассивов.
Подконтрольный «Открытию» Росгосстрах снизил выручку от основной деятельности за первые 9 месяцев этого года почти на 20% (а в профильном для себя сегменте ОСАГО почти на треть), «нарисовав» неожиданную прибыль в результате использования полученных от ЦБ стредств.
Правительство и Банк России неоднократно заявляли о том, что намерены вернуть средства, выделенные на поддержку банков.
Предполагалось, что «Открытие» не позднее 2021 г. продаст на рынке не менее 20% акций по цене, устанавливаемой как 1,3 капитала (сегодня это соответствовало бы общей оценке банка в 2,21 трлн. рублей – 40% от капитализации «Сбера»), что выглядит совершенно нереалистичным.
Напомню: выделив в 2008 г. страховой компании AIG около $182 млрд., ФРС и Министерство финансов США выручили от продажи акций возвращённой к жизни корпорации в 2012 г. более $205 млрд., обеспечив американским налогоплательщикам $22,7 млрд. дохода.
Однако это происходило в стране, где компания продолжила существовать в конкурентной среде, а не там, где санируемые банки и компании превращаются в государственные на неопределённый срок.
Мне кажется, Кремлю пора задуматься о происходящем. Поддерживать дешёвыми кредитными деньгами в период кризиса нужно не банки, активы которых были разворованы их собственниками, а пострадавшие финансовые структуры, стимулируя их в конечном счёте взыскивать деньги с безрассудных банков, их должников и бенефициаров.
Потому что в противном случае Банк России будет сдерживать увеличение кредитной массы, которая способна была помочь экономическому росту, но при этом щедро раздавать средства тем, кто способен только выписывать себе многомиллионные бонусы, периодически «корректируя» сумму извлекаемых из «плохих» активов денег и находя пристойные «объективные причины» ухудшения финансовых показателей.
ВЛАДИСЛАВ ИНОЗЕМЦЕВ, доктор экономических наук, директор Центра исследований постиндустриального общества.
Ранее на ИА REX: «Путинизм» или курс «сильный Путин»?
Источник: