На сегодняшний день имеет смысл поговорить о сверхзадаче поставленной Владимиром Путиным правительству Российской Федерации, а именно развитие экономики максимально быстрыми темпами и вхождение в пятёрку самых развитых стран.
Но эта задача по каким-то причинам не реализуется. На данный момент наша страна находится где-то на 15 месте, лидерами же являются США, Китай, Германия. Далее следуют Франция, Великобритания, Япония. Утверждаю, что Россия может подняться, ну если не на пьедестал, который занимают США, как печатный станок, или Китай, страна которая подняла производство на продаже тапочек и зонтиков в девяностых, до изготовления высокотехнологичной продукции, основанной на электронно-компонентной базе уже в наши дни.
Так вот, утверждаю, что Россия может смело выйти на третью позицию в мире, при условии, что будет осуществлено всего лишь одно действие. Сделать бензин дешёвым! Несмотря на то, что Россия является одним из лидеров нефтедобычи, а коэффициент извлечения нефти из месторождений считается максимальным в сравнении с достижениями других стран, непосредственно стоимость самой нефти мало влияет на цены на бензин для итоговых покупателей. Мало того, в России создалась совершенно абсурдная ситуация, когда стоимость нефти падает, а цены на бензин всё равно растут. В итоге получается так, что всё конкурентное преимущество просто тает, как весенний снег на лучиках солнца.
Так почему же это происходит? Почему Россия не может воспользоваться конкурентным преимуществом. На этот вопрос имеет смысл дать детальный ответ, но сначала расскажу, как формируется сама цена на конечный продукт, а потом выделю те причины, которые тормозят развитие экономики.
Весь путь нефтепродуктов осуществляется в несколько этапов, это поиск месторождений, он производится с помощью фотосъёмки земли или исследований пустот между плитами земной коры сейсмоволнами. Далее идет разработка месторождений, бурятся скважины. То, что достали, помещают в сепараторы, которые очищают нефть от газа и других примесей, далее производится транспортировка на НПЗ, где сырьё перерабатывается, в результате чего получаются светлые (бензин, керосин, дизельное топливо) и темные (битум, гудрон, мазут) нефтепродукты. Далее всё это транспортируется по нефтепроводу или в цистернах на транспорте к потребителям. А вот теперь внимание: все эти этапы составляют всего 4 % от конечной стоимости бензина (за исключением НПЗ).
Следующий пункт расходов – транспортировка. Для того, чтобы доставить сырьё на НПЗ и готовый бензин на АЗС, требуются расходы на зарплаты водителям, содержание транспорта и, как это ни банально, на его заправку. Из конечной стоимости топлива они составляют еще 7%. Работа НПЗ – любой труд должен быть оплачен, поэтому в розничную цену топлива включена наценка завода. Она равняется 13%. Следующий этап удорожания бензина – наценка конкретной АЗС. Представители розничной сети устанавливают наценку всего в 16%. В итоге получаем 4% добыча + 7% транспортировка + 13% переработка на НПЗ + 16% наценка АЗС = 40 %. А где же еще 60 процентов спросите вы? А это, дорогие мои друзья, налоги. А именно, налог на добычу полезных ископаемых, акцизы на нефтепродукты, НДС, налоги на прибыль с фонда оплаты труда и прочие. Для сравнения: государственные налоги в США 20 процентов! Это в три раза меньше, чем в России. Американцы прекрасно понимают, чем грозит экономике этот фактор.
Теперь давайте разберёмся с сутью, что такое налог, по существу. Налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения. Проще говоря, налог — это заработная плата государства. А теперь посмотрим, как налог влияет на экономику нашей страны. Здесь действует принцип сообщающихся сосудов. Если государство зарабатывает больше, то значит людям остается меньше и наоборот, если налоги меньше, то у людей реальных денег в кармане становится больше.
Давайте применим это правило к ценообразованию на бензин. Чем больше налогов взимает государство, тем больше люди платят за бензин. И наоборот, чем меньше налогов взимает государство, тем меньше платит конечный потребитель. Какие выводы можно сделать из того, что 60 % налогов буквально нашпиговали заоблачную конечную стоимость бензина? Ведь от стоимости топлива зависят перевозки всего и вся. Во многих российских регионах автомобиль остается единственным надежным средством перемещения и перевозки жизненно необходимых товаров, а также оказания услуг чрезвычайного характера (медицина, реанимация, стихийные бедствия и ритуальные услуги).
Учитывая то, что из года в год растут входные затраты на выращивание урожая и забой скота, топливная составляющая в конечной стоимости продовольствия со временем становится все выше и выше, для людей повышение цены на бензин сказывается очень болезненно и заметно.
С другой стороны рост цен на российский бензин чреват и экономическими последствиями, а именно — разгоном инфляции. Вот где лежит, в том числе, и один из корней инфляции! Вот, что буквально сдерживает экономику страны, вот, что съедает накопления и запасы. Стоимость 95-го на сегодняшний день составляет 48 рублей. Если вычесть 60 % налогов, то люди смогут покупать бензин по цене примерно 29 рублей.
Государство не должно зарабатывать на стагнации экономики. Действия чиновников, депутатов, экономического блока правительства должны быть направлены на развитие экономики внутри страны, что подразумевает стимулирование производства и потребления.
И последнее. Тему налогообложения можно рассматривать касательно других продуктов и отраслей, но предлагаю все-таки не распыляться и для начала реализовать понижение именно для бензина. Потому что это наши автомобили, это наши грузоперевозки, это наши цены на еду и продовольствие. Давайте делать всё возможное для того, чтобы конкурентное преимущество России стало действительно преимуществом.
Ранее на ИА REX: Глава «Роснефти» Игорь Сечин обрушился с критикой на электромобили
Источник: