Предусмотренная договорами о предоставлении организациям кинематографии на производство фильмов средств отчетность не обеспечивает достаточный уровень прозрачности, который необходим для обеспечения контроля за целевым расходованием средств Фонда кино, источником финансового обеспечения которых, в том числе являются бюджетные ассигнования. Оценить целевое использование большей части денежных средств, направленных на поддержку производства фильмов, не представляется возможным, говорится в результатах проверки эффективности господдержки киноотрасли, проведенной Счетной палатой.
«При этом указанная отчетность, предусмотренная договорами о предоставлении организациям кинематографии на производство фильма средств, не обеспечивает достаточный уровень прозрачности, необходимый для обеспечения контроля за целевым расходованием средств Фонда, источником финансового обеспечения которых в том числе являются бюджетные ассигнования», — говорится в документе.
Отмечается, что «в связи с перечислением организациями кинематографии средств на счета иных организаций кинематографии, в обязанности которых не входит представление отчетных документов (в том числе первичных документов, подтверждающих расходование средств), а также в связи с отсутствием казначейского сопровождения средств, направленных на поддержку производства фильмов, оценить целевое использование большей части денежных средств не представляется возможным».
В Счетной палате добавили, что согласно условиям договоров Фонда кино о предоставлении организациям кинематографии средств на производство фильма, получатели средств после завершения производства проекта представляют отчетность, в том числе включающую реестр первичных оправдательных документов, подтверждающих целевое использование перечисленных Фондом средств. Счетная палата в результате выборочного анализа оправдательных документов выявила, что 60% от сметной стоимости кинокартин направлены либо в зарегистрированную на Кипре организацию, либо в российские организации со штатом сотрудников от 1 до 9 человек.
«В результате выборочного анализа 5 реестров первичных оправдательных документов установлено, что большая часть средств (60% от сметной стоимости кинокартин), направлена либо в организацию (ООО "Визарт фильм"), зарегистрированную в Республике Кипр (направлены собственные средства организации кинематографии), либо в российские производственные организации, имеющие в штате от 1 до 9 сотрудников и практически не имеющие основных средств», — говорится в материалах.
В частности, кинокомпания «СТВ» в качестве материалов к заявке на дополнительное финансирование проекта «Конек-Горбунок» представило отчет о расходовании средств на производство фильма, согласно которому из общего объема затрат в сумме 531,4 млн рублей средства в объеме 287,2 млн рублей переведены ООО «Глобус-Фильм» (численность персонала – 2 человека, основные средства на балансе не числятся).
По данным Счетной палаты, в 2017–2018 годах и истекшем периоде 2019 года расходы на производство национальных фильмов составили в 17,92 млрд рублей, объем господдержки создания условий показа составил 2,85 млрд рублей, проката и продвижения фильмов – 1,3 млрд рублей, иных мероприятий – 710, 4 млн рублей.
Счетная палата указала, что «механизмом отбора заявок министерства не предусмотрен анализ ключевых критериев, влияющих на качество отбора, в том числе успешность предыдущих работ заявителя в прокате или показе».
Кроме того, господдержка организаций кинематографии, «чьи предыдущие проекты не были востребованы зрителями, может привести к неэффективному использованию средств федерального бюджета».
Механизм оценки Фондом кино заявок на поддержку производства и условий показа фильмов является непрозрачным, «так как порядком отбора и иными внутренними документами Фонда кино не определены требования по хранению результатов оценки заявок экспертами, что не позволяет оценить объективность отбора (ранжирования)», считает контрольное ведомство.
Также Счетная палата обращала внимание, что в состав экспертных советов входили представители киносообщества, являющиеся при этом крупнейшими получателями субсидий, что создает риски финансирования из бюджета аффилированных проектов.
«Положение об экспертных советах не содержит положений по порядку отбора ее представителей, их ротации, в том числе в случае несоблюдения вопросов по урегулированию конфликта интересов, и требует доработки», — добавляет Счетная палата.
Источник: