Еще вечером в среду казалось, что на саммите ЕС стороны не придут к согласию по условиям выхода Великобритании из союза. Но в четверг утром было объявлено, что сделка достигнута. Борис Джонсон и Жан-Клод Юнкер заявили, что теперь нет необходимости в продлении отсрочки «развода». Однако это не значит, что затянувшаяся эпопея с брекситом подошла к концу. На самом деле, никакого чуда не произошло. Неожиданное согласование новой сделки (вернее, корректировки прежней) объясняется тем, что БоДжо зациклился на своей идее-фикс – выйти из ЕС не позже действующего дедлайна 31 октября – и ради этого был готов пойти на новые уступки, пишет Александр Ивахник в ТГ-канале "Bunin&Co".

Как известно, главным камнем преткновения был ирландский «бэкстоп», который предполагал, что до заключения соглашения о свободной торговле между ЕС и Соединенным Королевством оно будет оставаться в таможенной зоне союза. Теперь «бэкстоп» формально отменен. Новые условия предусматривают, что Северная Ирландия в 2021 г. вместе с Великобританией выйдет из таможенной зоны ЕС и на нее будут распространятся торговые соглашения, которые британское правительство будет заключать со странами вне ЕС.

Однако для обеспечения открытости сухопутной границы между Ольстером и Республикой Ирландией на практике таможенная граница будет проходить между Великобританией и островом Ирландия, а товары будут подвергаться контролю в североирландских портах. С товаров, предназначенных для транспортировки в Республику Ирландию (т.е. на территорию единого рынка ЕС) британские таможенники от лица ЕС будут взимать европейские пошлины, причем определять список таких товаров будет совместный орган Великобритании и ЕС. В Ольстере будет применяться законодательство ЕС, регулирующее взимание НДС. Парламент Северной Ирландии каждые четыре года простым большинством голосов будет решать, продолжать ли действие этих торговых установлений.

Нетрудно увидеть, что новые условия выхода Соединенного Королевства из ЕС создают зримые линии разделения между Великобританией и Северной Ирландией, что совершенно не радует ольстерских юнионистов и настораживает часть британцев. Демократическая юнионистская партия – союзники правительства тори в Палате общин – однозначно заявила, что согласованные предложения «подрывают целостность государства». Лидер ДЮП Арлин Фостер отметила, что ее партия не сможет поддержать новую сделку. У ДЮП в Палате общин всего 10 голосов, но на ее позицию ориентируются многие брекситеры во фракции тори. Лидеры оппозиционных партий, включая лейбористов, настроены решительно против достигнутой Джонсоном сделки. БоДжо остается уповать на лейбористов-диссидентов, представляющих те избирательные округа, большинство в которых голосовало в 2016 г. за брексит. 

Палата общин будет рассматривать заключенную Джонсоном сделку 19 октября, на первом субботнем заседании с 1982 года – начала Фолклендской войны с Аргентиной. Это будет захватывающее зрелище. И если сделку все-таки одобрят, это станет настоящим чудом.

Источник: iarex.ru