Как сообщил журнал Nature, правительство Южной Кореи объявило о вложении 860 миллионов долларов в исследования искусственного интеллекта. Такова реакция на победу системы Alpha Go со счётом 4:1 над одним из сильнейших в мире игроков в Го, корейцем Ли Седолем.

Средства получит так называемый “Институт искусственного интеллекта”, открытие которого было ранее запланировано на 2017 год, а теперь будет ускорено. По сути речь идёт о консорциуме крупных фирм. Президент Южной Кореи Пак Кын Хе даже поблагодарила проект Alpha Go, правда, не за победу над Ли Седолем, а за привлечение внимания к “важности искусственного интеллекта, пока ещё не слишком поздно”. Технология созрела для широкого внедрения. Президент назвала распространение искусственного интеллекта четвёртой промышленной революцией (под первыми двумя обычно понимают текстильные фабрики и конвейер, а на роль третьей претендуют новая энергетика и компьютеры).

Действительно, программа Alpha Go задействует не все пять миллионов компьютеров Google, а “всего лишь” кластер из дюжины сотен компьютеров. А это — вполне по силам рядовым компаниям, тем более — крупным. Поучителен состав консорциума, которому достанутся 860 миллионов долларов – это Самсунг, LG, Hyundai, Naver и другие. Важно даже не то, что корейские компании не спешили инвестировать в эту область самостоятельно, выжидая, пока другие докажут, что практический успех в этой области вообще возможен. Поучительно, что даже сейчас эти компании хотят получить государственную поддержку. Это означает, что идей относительно немедленного коммерческого применения машинного обучения у них пока не так уж много. Однако они не хотят, чтобы Google, Apple и другие ушли в слишком большой отрыв, и они убедили правительство — что это тот самый уровень рисков, когда инвестировать должно государство.

Ну а раз перед нами промышленная, а не научная революция, то вполне логично, что в поддержке нуждаются фирмы, а не университеты. Журнал Nature публикует два разочарованных отзыва корейских профессоров, сетующих, что университетам от правительства ничего не перепадёт. Впрочем, возможно, подбор опечаленных, а не воодушевлённых профессоров отражает текущую точку зрения Nature. Нельзя сказать, что в Южной Корее вообще не занимаются искусственным интеллектом, и если на заре этой отрасли, в 1970 году, первую книжку по машинному обучению выпустили советские учёные Айзерман, Браверман и Розоноэр, то сейчас среди фамилией авторов статей на подобные темы типичны Ким, Рим и Лим. Причём, как правило, предметом исследований корейских учёных становятся очень частные, прикладные проблемы. Как бы там ни было, победа Alpha Go над Ли Седолем отправила практикам мощный рекламный сигнал – нейронные сети оказались практически успешным подходом, именно они позволяют соревноваться с человеческим разумом. То есть развивать следует именно эти инструменты, и делать это можно и нужно в фирмах.

Но что будут развивать в первую очередь? Думаю, что на собеседованиях фирмы будут всё чаще предлагать российским и другим соискателям вопросы о возможности обхода тех или иных американских патентов в сжатые сроки. Их задавали и ранее. Вероятность успеха на рынке выше в тех направлениях, где западные фирмы уже попытались застолбить приоритет. Государство рискует не так уж сильно, инвестируя в местных хай-тек гигантов, хотя это и не может вызвать одобрения у журнала Nature.
_________
Леонид Делицын,
Аналитик,
Группа Компаний ФИНАМ

Источник: stock-maks.com